Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сестра Керри

Теодор Драйзер

  • Аватар пользователя
    AnaRayne26 августа 2013 г.

    Никаких претензий к образу Каролины Мибер не хотелось бы высказывать, и всё-таки... Насколько исключительный, особенный, гениальный Фрэнк Алджернон Каупервуд, насколько интересный в психологическом плане и тщательно проработанный Клайд Грифитс, настолько... примитивная Керри. Действительно, примитивная. Обыкновенная девушка из провинциального городка, которая пробивается в жизни стандартным способом - через мужчин.
    Аннотация обещала талантливую, скромную девушку, мечтающую о театральном искусстве. Собственно, мне и хотелось увидеть именно это. Честный, добрый, невинный характер, постепенно подтачиваемый суровой реальностью и закулисными интрижками... Пожалуй, так и есть, но в Керри, честно говоря, изначально не присутствует каких-нибудь примечательных, достойных качеств - её жизненный путь начинается с первого мужчины, поманившего девочку пальцем, и с тех пор, не считая последних пары-тройки глав, она жила за чужой счёт. Друэ, Герствуд. Нет, вполне понятно и обоснованно, почему искательница места под солнцем без денег и опыта ухватилась за первую руку помощи, потом за вторую. Понятно и обоснованно, а ещё довольно привычно и осуждения вряд ли заслуживает - если смотреть с точки зрения тех времён. И, опять же, это никаким образом не претензия Теодору Драйзеру - персонажи литературных произведений вовсе не должны быть яркими, выдающимися личностями (как, например, Каупервуд), маленький человек тоже заслуживает внимания хотя бы для того, чтобы показать, каков он - маленький, и какова среда, из которой он появился. История Керри показательна. Поучительна. Сколько таких, как она, было прежде и есть сейчас? Однако...
    Ну, не нравятся мне насквозь примитивные, стандартные девушки. Вот очень люблю сюжеты о том, как непримечательная девушка-провинциалка добивается успеха - при условии, конечно, что в душе этой провинциалки скрывается глубина, и мысль, и настоящий, сверкающий яркой звёздочкой талант. Глубина, то-то и оно. Талант, то-то и оно. Керри, конечно, и на сценических подмостках добивается неплохих результатов, и стремление к чему-то высокому обнаруживает, когда тянется к Эмсу, и всё-таки... Она обычная. Она, в сущности, никакая. Да, думает, да, переживает, но как-то всё... поверхностно, быстро, плоско. Почему, например, Керри шустренько позабыла Друэ, который, вообще-то, дал ей возможность нормально жить? Почему, заработав приличные деньги, она не вспоминает про своих родственников, живущих где-то в захолустье и явно нуждающихся в помощи? Почему, когда Герствуд опустился в пучины беспросветного отчаяния и депрессии, она только спустя много-много времени пошла искать работу? Молодость, неопытность, сложившиеся под влияние всего взгляды на жизнь - это понятно, но всё же... насколько чужды, неприятны и даже в чём-то отталкивающи для меня подобные героини.
    В Керри, в принципе, нет ничего особенного. Талант? Талант, чересчур преувеличенный, раздувался газетами, да и всё. Моральные качества? Тоже, в общем-то, никаких - а отношение к мужчинам и вовсе отвратительно. Тяга к искусству? Едва ли легкомысленные комедийные постановки, как и сказал Эмс, можно назвать настоящим искусством. Как раз мимолётный образ этого человека намного больше привлекает внимание, чем Керри - понимающий суть вещей, стремящийся к чему-то большему, непонятый обществом... Керри же, достигнув того, о чём она мечтала, осталась несчастливой. Деньги, слава, место в высшем свете, наряды, побрякушки, но счастье... счастья - нет. Наверное, в этом и заключается смысл произведения. Из бедной и, видимо, всё-таки счастливой сестры Керри девушка превратилась в богатую, несчастную Керри Маденда, которая ищет, ищет, ищет счастье - но не там, не в том, не с теми, и постепенно, может быть, её душа окончательно обнищает. Впрочем... вдруг у Керри найдутся силы следовать по пути, указанном Эмсом? Сомнительно. Но надежда есть.

    8
    33