Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Трудно быть богом

Аркадий и Борис Стругацкие

  • Аватар пользователя
    what2read26 августа 2013 г.

    «Трудно быть Богом» - первая книга, которую я прочитал в цифровой ипостаси, что само по себе можно считать комплиментом и лучшей рекомендацией. На дворе стояли девяностые годы, мониторы еще занимали полстола и маленький мерцающий экранчик превращал чтение в занятие утомительное и малоприятное. Но оторваться от повести Стругацких было невозможно.

    Сюжет произведения вполне себе фантастичен. Главный герой, Антон – один из многих сотрудников Института экспериментальной истории, заброшенных на далекую феодальную планету для изучения эволюции аборигенов. Времена там смутные – общество переживает эпоху контр-Ренессанса и возврат к теократическому тоталитаризму, с его кострами и виселицами. Пришельцам с Земли запрещено обнаруживать себя и вмешиваться в жизнь подопечных – местная цивилизация должна сама пройти путь от дикости к торжеству нравственного императива. Но даже ученым порой трудно оставаться безучастными наблюдателями разворачивающейся перед ними трагедии. Ничто человеческое не чуждо людям будущего – то один, то другой исследователь «срывается». Вот и главный герой под личиной имперского аристократа Руматы Эсторского регулярно спасает от гибели арканарских ученых, писателей и художников. И это, вроде бы, хорошо, только все мы знаем, куда могут привести благие намерения. Со временем полумеры перестают удовлетворять главного героя:


    «Румата ощущал странное чувство болезненной раздвоенности. Он знал, что прав, и тем не менее эта правота странным образом унижала его перед Аратой. Арата явно превосходил его в чем-то, и не только его, а всех, кто незваным пришел на эту планету и полный бессильной жалости наблюдал страшное кипение ее жизни с разреженных высот бесстрастных гипотез и чужой здесь морали. И впервые Румата подумал: ничего нельзя приобрести, не утратив, - мы бесконечно сильнее Араты в нашем царстве добра и бесконечно слабее Араты в его царстве зла...».


    И это действительно так. Аборигены, которых земляне с надменностью «прогрессоров» полагали дикими и темными, во многом оказались более проницательными и стойкими, чем просвещенные пришельцы. Главный злодей повести, «серый кардинал» Арканара дон Рэба, самостоятельно, без подсказок, разоблачает конспирацию агента землян – по нюансам поведения, по слишком высокой для местной металлургии пробе золота в карманах Руматы Эсторского, по другим признакам. Но, в отличие от ученого, дон Рэба умеет вовремя остановиться, не копать глубже. Он прекрасно понимает, что нельзя заглядывать в бездну – если слишком долго смотреть в нее, бездна начинает смотреть в тебя. Разговор Антона с доном Рэбой – кульминация повести, момент перелома в характере героя, когда сквозь маску воспитания и цивилизованности землянина проглядывает хищник, уже готовый убивать. Как там у Ницше? Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем.

    Впрочем, если из моего рассказа у вас создается впечатление, что повесть Стругацких сплошь нудное морализаторство, то оно в корне неверно. Одним из главных достоинств произведения является тонкий, искрометный юмор, с которым авторы описывают персонажей и быт вымышленной страны. Чего стоит только фееричное турне героев по столичным кабакам. А безденежные доны. А барон Пампы дон Бау? Любое его появление на страницах книги тотчас превращает повесть из философской притчи о мере допустимого зла в веселый мушкетерский роман.

    Разумеется, произведение братьев Стругацких не лишено недостатков. Многие… упрекают неверное слово… отмечают довольно многочисленные странности повествования. Например, сотрудники Института экспериментальной истории, похоже, слыхом не слыхивали об основополагающем принципе исторического исследования – т.н. «принципе историзма». Но… будьте снисходительны к мелочам. Трудно быть Богом. Обязательно прочитайте.

    21
    84