Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Wolf Hall

Hilary Mantel

  • Аватар пользователя
    OlyaReading27 июля 2022 г.

    «Он поднялся на второй этаж и никогда больше не спустится на кухню.»

    «Он способен рассеять чужие страхи, дать людям ощущение устойчивости в этом зыбком мире: веру в этот народ, в эту династию, в этот жалкий дождливый остров на краю света.»

    Действие исторического романа «Вулфхолл, или Волчий зал» двукратного Букеровского лауреата Хилари Мантел происходит в Англии почти 500 лет назад (1527-1535), когда перед Генрихом VIII встают две проблемы: власть церкви, превосходящая власть короля, и отсутствие наследника престола. К тому же Генриху надоела старая жена, он влюблен в Анну Болейн. Решить эти проблемы должен парламент, введя законы, освобождающие английскую церковь от влияния Рима и подчиняющие ее непосредственно королю Англии. Томас Кромвель, сын кузнеца, сделавший карьеру юриста при кардинале Вулси и поднявшийся до должности первого советника короля, находит способ решения этих проблем.

    Томас Кромвель - одна из самых загадочных фигур в истории Англии - много документов было уничтожено в последний период его жизни, его молодость вообще «скрыта во мраке». Историки часто противопоставляют Томаса Кромвеля противнику реформации Томасу Мору, гуманисту того времени, позже причисленного к лику святых, при этом демонизируя образ Кромвеля.

    Хилари Мантел с помощью собственного воображения заполнила пустоты в биографии главного героя и представила его сложным, противоречивым человеком, но не более страшным, чем некоторые современные политики в значительно более гуманную эпоху.

    Мор в романе не враг Кромвелю и сам отнюдь не ангел - к примеру, он призывает пытать еретиков:

    «Если они молчат, ломайте им пальцы, жгите каленым железом, вздергивайте на дыбу. «Это законно, мало того, это богоугодно», — говорит Мор.»

    Кромвеля посещают воспоминания о его прошлом унизительном положении - побои пьяного отца в детстве, служба в армии рядовым солдатом, грязная работа во Флоренции. Его преследуют косые взгляды и козни титулованных и знатных соперников на пути к власти. Он помнит, чем закончилось неисполнение королевского приказа его наставником кардиналом Вулси. Это главные страхи Кромвеля и основные мотивы все время двигаться наверх - останавливаться нельзя, иначе окажешься опять в канаве или еще хуже - на плахе.

    «— Трудно разочаровывать людей? — спрашивает он.

    — Да, трудно. Трудно остановиться. Отступишься — и тебя затопчут.»

    По мере развития сюжета, двигаясь к вершинам власти и переживая множество личных потерь, главный герой предстает как умный, проницательный, энергичный, честолюбивый, прагматичный человек, но и внимательный муж, заботливый отец, великодушный противник, преданный друг, принципиальный оппонент.

    Для Кромвеля на пике карьеры нет неразрешимых проблем, он может всё.

    «Кромвель больше не подвластен переменам настроений, поэтому почти никогда не устает. Препятствия можно устранить, недовольство — утишить, узлы — распутать.»

    Книга по стилю похожа на сценарий сериала: повествование состоит из эпизодов-серий, ведется в настоящем времени и в третьем лице, включает много диалогов, не содержит прямых морально-нравственных оценок. История очень в духе постмодерна - фрагментарна, иронична, парадоксальна.

    Язык романа абсолютно современный, без архаизмов и средневековых вычурностей, в тексте много интересных исторических деталей в описании одежды, обстановки, церемоний. Диалоги остроумные, а иногда по-современному фривольные.

    В книгу погружаешься не сразу, нужно привыкнуть к форме повествования и проникнуться иронией англичан над своей историей. Русскому читателю, привыкшему к пафосу и супер-серьезному отношению к своему прошлому, это сделать достаточно тяжело.

    Слушала книгу в исполнении Павла Конышева. Стиль исполнения - актерское чтение по ролям, с отыгрыванием голосом каждого персонажа. Сложная работа, практически дубляж сериала одним актером! Конкретно этой ироничной постмодернистской книге такое искрометное исполнение как нельзя кстати. Особенно понравились женские голоса: Екатерины Арагонской и Анны Болейн.

    9
    625