Рецензия на книгу
Собрание сочинений в шести томах. Том 1. Обыкновенная история
И. А. Гончаров
YanaAgapo26 июля 2022 г.Тут чем бы свое дело делать, ты - то стонешь от измены девчонки, то плачешь в разлуке с другом, то страдаешь от душевной пустоты, то от полноты ощущений; ну что это за жизнь? Ведь это пытка!Гончаровский идеалист Александр Адуев, по моему мнению, персонаж в которого и которому не веришь. Да, он собирательный образ времени, как тот же Онегин, которого не раз упоминали в романе, но за этим образом будто бы намеренно не чувствуется личность.
Излюбленный маменькой и деревенской барской жизнью, двадцатилетний Адуев по своей прихоти (с жиру) едет в Петербург. Едет к дядюшке Петру Иванычу, который по "традиции" должен был родственника привечать и защищать от столичной жизни. Петр Иваныч, слава богу, оказался рационалистом на максималках и устроил Александру в первый же день боевое крещение: узнавая еще молочного, страстного и воодушевленного парня, он срезал его липовые мечты как сорняки. Холодно, профессионально, как врач. Александр к такому готов не был.
Собственно, на этом и базируется способ Гончарова раскрыть "дух времени": диалог Страсти и Разума, Желаний и Целей, где оба Адуевы предстают слишком карикатурными, упертыми и иногда слепыми друг с другом. Но если страстность Александра постепенно превратилась в жестокость и в ненависть к людям, то прагматизм Петра Иваныча работал на благо всех. И хоть ma tante Александра - жена Петра Иваныча и была введена автором как отрицательный результат "философии" исключительного прагматизма, с этими минусами все же можно поспорить. Петр Иваныч готов со скрипам к условиям от людей, а страстным же натурам условия не по вкусу. И именно такие мечтатели, как Александр, знающий о любви и верности только по книгам, выбирают в итоге неудачных поисков своих идеалов страдать, по-детски поджав губы и проклиная весь мир.
Александр мечтал стать писателем - и старался, честно старался! Но кому интересно читать повести с гневными излияниями на женщин и неблагодарных приятелей? Александр хотел любить и любил - тиранично, зависимо и в какой-то мере почти убийственно.
Идеалист полнеет, лысеет и ненавидит весь мир. Прагматик стареет, богатеет и, что неудивительно, наслаждается жизнью.Когда Адуев, устав от Петербурга, возвращается в деревню, он становится для читателя уже совсем далеким для понимания, и Гончаров будто специально уже не раскрывает его чувства. И вдруг, как бы между прочим, Александр не то чтобы меняется...но принимает правила игры. Живет так, как учил его дядя. И вроде даже...счастлив. (и вот в это и не верится!)
К сожалению, Гончаров решил не акцентировать внимание на александровском способе принятии себя. Как именно его озарило, что прошлые его мечты не про него настоящего? С разочарованием он это принял, или с облегчением?
В эпилоге, где мы видим, что у Петра Иваныча все же есть чувства и страхи, сам Александр кажется бОльшим негодяем, чем он приписывал это дяденьке. Здесь и хочется лучше понять точку зрения автора: так что же ему самому ближе?8109