Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Городок

Шарлотта Бронте

  • Аватар пользователя
    i_choose_diana24 августа 2013 г.

    «Ты жертва жизненных тревог,
    И нет в тебе сопротивленья,
    Ты, как оторванный листок,
    Плывешь без воли по теченью…» -
    именно эти строки из стихотворения А. К. Толстого мне вспоминаются, когда я думаю о жизни Люси Сноу.
    Жизнь Люси – одинокое, безрадостное существование, неумолимая череда серых, пасмурных дней, так и норовящих разразиться проливным дождем. Однако, нет и надежды на то, что, однажды, сквозь тугую пелену холодного тумана пробьется радуга, и вслед за ней прорежутся первые солнечные лучи.
    В очередной раз Шарлотта Бронте рисует перед нашим мысленным взором образ обездоленного, обреченного на непосильные тяготы и бесконечные страдания человека, неизбежная участь которого – смиренно и безропотно сносить ворох жизненных невзгод: потеря близких, одиночество, бедность, пустота и снова беспрестанная вереница лишений и утрат.
    Очень горько осознавать то, что человек, подобный Люси Сноу, изначально обречен на подобного рода страдания, ибо такой человек, как никто другой, полностью осознает, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти наперекор своей природе. Что бы ни случилось, он остается верен себе до самого конца.
    Не изменила себе и Люси – всегда сдержанная, прагматичная, уважающая себя девушка, с чуткой душой и непоколебимой волей; в любой, даже самой трудной жизненной ситуации, умеющая сохранить свое человеческое достоинство. Увы, природа не наградила ее примечательной внешностью, и Люси знала, что ей никогда не стать объектом мужских мечтаний и стремлений. Она была уверена, что рождена не для лучшей участи, чем та, что уготована ей безжалостной судьбой.

    < Мне, вероятно, суждены страдания; я умею их переносить; даже смерть, подумала я, не внушает мне того ужаса, с каким относятся к ней те, кого жизнь лелеет и возносит высоко. Я уже давно думаю о смерти без волнения.>

    Именно поэтому она постоянно держала себя в узде, не позволяя чувствам взять верх над разумом, ибо знала, что ни к чему хорошему это ее не приведет. Душевный голод она подпитывала неустанной работой в пансионе мадам Бек – самозабвенным учительским трудом – и отчасти находила в ней удовлетворение.
    На своем пути она сталкивается с лицемерием, подлостью и коварством в лице мадам Бек, отца Силаса и мадам Уолверенс; с меркантильностью и корыстолюбием в лице Джиневры Фэншо; с утратой иллюзий и разрушением зарождающихся надежд на счастье в лице доктора Джона; только лишь в лице миссис Бреттон она находит участие и заботу; в лице Полины де Бассомпьер – духовное родство; и, наконец, она встречает свою первую искреннюю любовь в лице мосье Поля Эманюэля – человека, на первый взгляд, грубого, резкого, деспотичного и раздражительного; однако же, по прошествии времени Люси обнаруживает в нем щедрую, открытую душу и доброе, любящее ее сердце.
    Мосье Поль оказался не тем человеком, который стал бы довольствоваться лишь внешнней, казовой стороной личности, - ему важна душа человека, его богатый внутренний мир, который он, с огромной для себя радостью, обнаружил в Люси. Девушка с легкостью откликнулась на его любовь и наконец-то постигла долгожданное счастье. Но неисповедимый Рок безжалостен – ему неведомо сострадание, чужда справедливость. Лицемерие, Подлость и Коварство берут верх над поверившей в счастье Люси.
    «Городок» признан самым скандальным романом Шарлотты Бронте. На первый взгляд становится непонятно – почему. Ведь роман вовсе не отличается особенно скандальным сюжетом – повествование в нем довольно-таки размеренное и ровное. Роман не изобилует наличием любовных сцен, что стилю Шарлотты попросту не свойственно. Словом, в нем нет ничего от скандального романа, как такового. По крайней мере, в нашем современном видении этого понятия. Но если рассмотреть поближе нравы той эпохи, в которой жила сама писательница, сразу станет ясно, что скандальным «Городок» назван в первую очередь потому, что в этом романе очень глубоко затрагиваются вопросы религии, что, само по себе, было, как минимум, новаторством. Героиня романа, будучи протестанткой, обличает католицизм в его бездушии, в его праздности, в его, по ее мнению, вреде. Учитывая то, что практически все герои романов Шарлотты носят ее автобиографическую печать, можно сделать вполне справедливый вывод о том, что сама писательница устами своих героев высказывает свое отношение к данной конфессии:

    < Из скорбей и страстей человеческих куются заклепки рабства. Бедных кормят, одевают и призирают, чтобы опутать их долгом перед "святой церковью"; сиротам дают опору и воспитание, чтобы они взросли в лоне "святой церкви"; за больными ходят для того, чтобы они умерли по всем правилам "святой церкви"; и мужчины трудятся в поте лица, а женщины приносят непосильные жертвы, и все отвергаются мира, который сотворен Господом людям на радость, и несут тяжкий, непосильный крест в угоду Риму, утверждая непогрешимость, и силу, и славу "святой церкви".
    Для блага человека делается мало; еще менее для славы Господней; всюду смерть, и плач, и голод; отворяется кладезь бездны, и земля поражается язвою; а для чего? Чтобы духовенство могло гордо шагать во славе и величии, утверждая владычество безжалостного Молоха - "святой церкви".
    Но нет, Рим - одно, а Бог - другое, человек еще скорбит о муках распятого Христа, и Господь печалится о жестокостях и властолюбии католической церкви, как некогда печалился он о грехах и горестях несчастного Иерусалима!>

    И подкрепляет она это свое нелестное отношение к католицизму дальнейшей развязкой событий: возлюбленный Люси мосье Поль Эманюэль, взрощенный в лоне католической церкви и страстно исповедующий идеи о самоотречении другим во благо, отправляется в далекую вест-индскую Гваделупу, дабы уладить вопросы наследства мадам Уолверенс, покровительствует которой он, опять же, из преданности идеям о самоотречении. А на это путешествие мосье Поля уговаривает никто иной, как его духовный наставник, преподобный отец Силас, истовый католик, имеющий принадлежность к ордену иезуитов, «сам человек не злой, но поборник злых целей». Тем не менее, мосье Поль, безраздельно доверяющий своему наставнику, о злых целях его не подозревает и с готовностью отплывает к дальним берегам, где он и погибает, полный уверенности в том, что выполняет благородную миссию.
    В этом-то и заключается трагедия и мораль данного произведения: человек, ослепленный влиянием святой католической церкви, самоотверженный, благородный, полный добрых намерений, не замечает очевидной человеческой подлости в самом ярком и недостойном ее проявлении. И погибает. Погибает из-за собственной слепоты. А наследство, между тем, велико. Святая церковь получит свое, равно как и старуха Уолверенс, и благочинная мадам Бек, которая непосредственно была заинтересована в наследстве последней. Но их недостойная цель никогда не оправдает такие жертвенные средства. Да, эти низкие люди процветали до глубокой старости в то время как разбилось одно любящее сердце, а другое навсегда остановило свой ритм. И все же не стоит сетовать на несправедливость ЭТОЙ жизни. За все деяния этих троих им обязательно воздастся в ИНОЙ жизни, той, в которую так искренне верила Люси Сноу, и в которой она непременно будет вознаграждена за свои страдания.

    < Печаль, не терзай доброго сердца; оставь надежду доверчивому воображению. Пусть насладится оно радостью, заново родившейся из великой муки, счастливым избавленьем от бед, отменой скорбей и сладким возвращением. Пусть нарисует оно картину встречи и долгой счастливой жизни потом.>

    11
    54