Рецензия на книгу
Чапаев и Пустота
Виктор Пелевин
Аноним25 июля 2022 г.Разбор произведения со спойлерами. Всем ,кто не понял сути - сюда.
Чапаев и Пустота.
Прочтение труда Виктора Пелевина, которое стало его визитной карточкой, Чапаева и Пустоты, заняло ровно месяц. Немного ,немало - месяц. После завершения чтения "особого полета свободной мысли" в голове было смятение и ощущение того, что нити сюжета , которые тянулись через мозговые борозды , взяли и неожиданно оборвались, безвольно повисли перед глазами , так и не сложившись в законченный узор. Слишком большое количество открытых вопросов касательно сюжета вынудили впервые в жизни сесть за второе прочтение сразу после окончания первого. Уже перечитывая произведение, держа в голове все будущие события , уделяя большое внимание буквально каждой строке и каждому повторению тех или иных фраз , в голове начинает выстраиваться пазл, который так умело размешал Виктор Олегович в своем труде. Несмотря на все старания , несколько ответов найти я оказался не в силах. Большая их часть находится в конце - что значит обрубок на месте мизинца Чапаева? Что означала пустая бутылка с золотой этикеткой , сделанной из фольги , с воткнутой в нее жёлтой розой? И почему Пустота должен был оказаться на сеансе групповой терапии через 4 недели, если перед ним всего два человека - по одному каждую неделю - кем занята ещё одна неделя ? Неужели, четвертая неделя для того самого четвертого - для читателя? На эти вопросы , к сожалению, ответ не найден, однако я предлагаю обсудить ту перспективу произведения , какой увидел ее я.
Суть такова - Петр Пустота находится в больнице для душевнобольных в середине 90х годов. Все события происходящие с ним в реальности Чапаева в той или иной степени имеют свои праобразы и отражения в реальности 90х , и ,соглачно моей теории, иллюзорны. Здесь стоит сразу же сделать помарку обо всех "реальностях", "действительностях","иллюзиях" и " самом деле" - ничего из этого не существует, эта буддистская истина тянется несуществующей ниточкой через все творчество Пелевина. Ничто нереально и настолько же реально одновременно - все является лишь формами УРАЛа, условной реки абсолютной любви. Однако рассмотреть произведение с точки зрения того, что все это происходит в пустоте было бы слишком просто и очевидно, к тому же , как будет показано далее , автор оставляет след хлебных литературных крошек по всему тексту , который наводит именно на ту самую ретроспективу, о которой и ведётся речь. Возможно, автор пытается донести мысль, что истинное знание "пустоты" накладывает на владельца неизгладимый отпечаток, который не даёт более человеку существовать жизнью социального животного, достигать каких-либо целей и жить, просто жить. Поэтому главный герой находится в психиатрической лечебнице.
Для дальнейшего анализа необходимо дать некое описание и характеристику главного героя,а так же проговорить несколько фактов, чтобы затем все упомянутые детали выстроились в необходимом свете. Во избежание навязывания нам искаженного образа протагониста будут браться только те взгляды и мнения, которые высказывает сам Петр. Пустота - человек солидарный с мнением, что мир деградирует, а его золотой век остался позади; перемены не ведут ни к чему хорошему и лишь отдаляют нас от бесследно утерянного идеала. Человек такого рода взглядов всегда старается убежать от реальности, ведь по его мнению она является лишь далёкой ступенью длинной лестницы жизни, ведущей вниз. Поэтому Петр в альтернативной реальности находится именно в прошлом - в 20х годах своего столетия, возможно, он хотел оказаться бы в ещё более раннем этапе мировой истории, однако контраст времён в таком случае слишком сильно бы выделялся и , наверняка, попадал бы во внимание Петра.
Так же необходимо обозначить такую особенность памяти человека, работающей во сне или галлюцинации - она воссоздаёт все окружение и событие из когда-либо увиденного и услышанного человеком, но не наоборот. В последствие, это будет важно, ведь многие события, происходящие с Петром в "прошлом" являются интерпретацией знаний и впечатлений из "90х".
Перейдем к тем самым крошкам, образующим слово "дурдом".
Как следует с первой же страницы предисловия:" целью написания этого текста было не создание литературного произведения, а фиксация механических циклов сознания с целью окончательного излечения от так называемой внутренней жизни". Исходя из того, что повествование ведется от лица Петра Пустоты, можно сделать вывод, что внутренняя жизнь Петра измучила, однако здесь встаёт вопрос, что он подразумевал под этими словами? - " Кошмары про больницу" или проделки с Чапаевым? Однозначного ответа ,как всегда , нет.
Следующая деталь достойная внимания - намеренное опускание автором предисловия "Петербургского периода ". Почему он не был включен в сюжет? Возможно, потому что до встречи с Чапаевым жизнь Пустоты не так привлекательна для читателя? Или не имеет отношения к событиям книги? Быть может, но есть и альтернативное объяснение - автор не знает, что было в Петербургском периоде, потому что автор предисловия и является Петром. Петр же не знает что было в "Петербургский период" , потому что он не успел прочесть эту часть своего личного дела в кабинете у своего лечащего врача
2 глава, разговор с Тимуром Тимуровичем. После беседы Петру делают укол 4 кубиков некоего лекарства, затем его несут на носилках в кабинет групповой терапии и врач отвечает на невысказанную мысль главного героя о том, что его можно вылечить. Подобное случится лишь ещё раз за всю книгу - такую способность продемонстрирует Чапаев в предпоследней главе, однако оба случая происходили во время изменённого сознания , поэтому сложно сделать какие -либо выводы из этого , однако же параллель между образами Чапаева и Тимура Тимуровича создаётся значительная.
В начале 4 главы Чапаев играет фугу фа минор , которую Петр играл за день прежде после убийства фон Эрнена. Стоит ли говорить , что фуги фа минор не существует? По крайне мере, в нашей реальности.
3 глава, конец. Когда Чапаев отцепляет вагон с ткачами , Петр задумывается о следующем:" О, если бы действительно можно было так же легко расстаться с темной бандой ложных "я", уже столько лет разоряющих мою душу!" Думаю, комментарии излишни.
4 глава,середина. Рисунки в кабинете лечебно-эстетического практикума. На первом рисунке Петра изображался план , как они изображаются в учебниках истории, на котором был заштрихованные овал с подписью "шизофрения" , на который были направлены три красные стрелки. Если вспомнить, что в фантазиях Петра на станции Лозовая его дивизия была атакована , то рисунок даёт читателю недвузначныц намек - Чапаев с его дивизией является шизофренией, с которой борется главный герой. Ещё более значимой становится эта деталь, когда после пробуждения Пустоты в Чапаевской реальности все ее обитатели говорят, что он отличился при бое на станции Лозовой - конечно,отличился , ведь он регрессировал в своем психическом прогрессе и вернулся сюда, для шизофрении и ее воплощений это , безусловно, победа. Так же на втором рисунке выделены только два места во всей столице - Тверской бульвар и Ярославский вокзал - единственные места, ставшие местом действия "Чапаевской" реальности в Москве.
4 глава, середина. Описание Барона Юнгерна. Володин описывает внешность Юнгерна, который впоследствии опишет подобную черту своей внешности Петру уже в его "альтернативной" реальности.
4 глава, конец. Предположительно, мы узнаем возраст Петра - 35. Именно до этой цифры он непроизвольно сосчитал , спрятавшись в чулане, хотя " непонятно, почему именно до 35 - в моей жизни НИЧЕГО НИКОГДА НЕ было сказано с этим числом". Учитывая, что от Тимура Тимуровича читатель знает , что протагонист старше своих 26 лет , которые он всем называет, и явное нежелание никоим образом связывать это число с собою , вероятнее всего , это возраст Петра. Не играющая никакоц роли деталь, но нельзя не отметить.
4 глава ,конец. Володин высказывает мысль о самосущечтвующей субстанции, формирующей предметы и ТД. Точно такие же слова будут вложены в уста Котовского в мире Чапаева позднее.
5 глава, середина. Чапаев поет" тихо иду в белой рубахе по полю… И журавли словно аресты колоколен…" Журавли и белая рубаха - самая больная тема Сердюка, человека , с которым лежит в одной палате Петр в 90х. Здесь может возникнуть резонанс - мол, история Сердюка ещё не была рассказана главному герою, а соответственно является ,скорее , подтверждением истинности Чапаевской реальности. Однако, это легко парируется тем фактом, что Петр и Сердюк неизвестно сколько долго лежат вместе в одном палате и наверняка Пустота знал про больные темы своего соседа, не смотря на очередную амнезию
5 глава, конец. Чапаев отвечает на невысказанную мысль Пустоты. Сложно сказать к чему конкретно этот намек , однако , как и было сказано ранее, параллель с Тимуром Тимуровичем напрашивается.
7 глава, начало. В уста Котовского вложены те самые размышления Володина о смертности формы и бессмертности вещества , которое обретает форму.
7 глава, начало. Чапаев в очередной раз отвечает на невысказанное Петром размышление:" Если от твоих кошмаров тебя разбудят таким же способом, как этого китайца, Петька, ты всего- навсего попадешь из одного сна в другой. Так ты и мотался всю вечность…"
9 глава, начало. Анна цитирует одно из стихотворений Петра из цикла "Песни царства Я". " Они собрались в старой бане, надели запонки и гетры и застучали в стену лбами ,считая дни и километры.." Здесь необходимо уточнение, что в местах для ограничения свободы людей многим не сидится на одном месте - и люди начинают ходить взад- вперёд по комнате, просто чтобы успокоиться или привести мысли в порядок. У душевнобольных же персон есть ещё альтернативный способ расслабления - стучание лбом в стену. И так , стихи намеком , однако же говорят нам, что Петр описывает будние дни своего быта в психиатрической больнице. Учитывая , что стихи были написаны давно, до начала действия романа, то и находится в данном месте он уже задолго до описываемых в книге событий.
9 глава, середина. Котовский произносит фразу:" Вы, значит, не боитесь ареста? Конечно, у всех нас, русских интеллигентов, даже в сумасшедшем доме остаётся тайная свобода a-la Pushkine , и можно.." Кроткий намек, однако же.. Петр не раз до этого причисляет себя к числу русских интеллигентов, а так же не считал свое заточение в дурдоме преградой для развития , исходя из его личного дела, найденного им в кабинете врача.
9 глава, середина. В том же диалоге с Котовским Петр описывает тайную свободу ярким образом какого-то румына из своего прошлого. Тут же Петр заявляет, что в день, когда услышал это описание тайной свободы, он перестал быть интеллигентом. Однако же , это не так , на протяжении всей книги в той или иной мере главный герой относит себя именно к этому слою общества, что уже даёт право на подозрение Петра в самообмане. Следующий примечательный момент - Пустота заявляет , что свобода не бывает тайной :" Хохотать под землёй - не для меня." Возможно , именно в этот момент в голове протагониста созрело решение выбраться из псих больницы любым путем.Содержит спойлеры41,1K