Рецензия на книгу
Пандора в Конго
Альберт Санчес Пиньоль
Аноним21 июля 2022 г.Книга перед нами оказалась весьма интересным приключением с двойным дном. Откровенно говоря, аннотация у нее такая, что только отбивала к книге интерес (а попросту говоря, пугала меня). Мне казалось, что встречусь я с какой-то мистикой, кошмарами из сновидений, с латиноамериканской символикой, когда тот же тектон будет что-то собой олицетворять, являться каким-то богом, на которого не будут действовать физические законы.
Но книга оказалась куда ближе к реальности, чем я полагала. Знала бы это раньше, не откладывала так надолго ее прочтение. Наш главный герой - писатель (а потом и журналист). Но писатель он еще только начинающий, а кушать-то хочется. И вот он становится литературным негром по наводке одного своего приятеля. Будучи весьма наивным человеком, он первое время пытается разобраться в сути того сценария, по которому ему надо написать роман. Но кому нужны его розыски из разряда тех, что пигмеи не людоеды, а тигры не живут в Африке? Надо написать увлекательный для читателя роман, так будь добр, работай и не отвлекайся на всякую ерунду! Страшные клыки, километровые змеи, отравленные иглы - вот чего ждет от тебя читатель, а не исторической достоверности.
Спустя некоторое время (и тут мне вспоминается поговорка “без лоха и жизнь плоха”) встречается он с неким адвокатом, и тот предлагает ему работу. Мол, есть один заключенный, обвиняемый в убийстве. Происшествие это произошло не в цивилизованном Лондоне, а в сельве Конго. И он - цыган, а убиты - два сына одного графа. Так что ясно-понятно, ждет его виселица после недолгого судебного разбирательства. Но вот историю он рассказывает весьма любопытную. Конечно, если ее изложить в суде, никто в это не поверит, на смех подымут. Но ведь есть такое искусство как литература. Написать об этом роман, выпустить в свет, а там, глядишь, и общественное мнение подтянется, особенно если книга окажется удачной. Нет-нет, адвокат ни на чем не настаивает, все карты в руки писателю. Пусть сам поездит в тюрьму, побеседует с обвиняемым.
И вот начинается кропотливая работа! С этого момента наше повествование делится на две параллельные линии. В одной наш герой, сирота, живет в пансионе с весьма чопорной хозяйкой старой девой и ирландцем, по повадкам больше напоминающим дикого медведя, правда, очень работящего, регулярно ездит в тюрьму и трудится над книгой. В другой же мы пробираемся через джунгли с чернокожими носильщиками, которых ожидает жестокая расправа за малейшее неповиновение, шахта, в которой добывают золото и, наконец, то долгожданное, появление из-под земли тектонов. Но это вовсе не боги, сошедшие с небес (поднявшиеся из ада), чтобы призвать к порядку зарвавшихся людишек, и чтобы они перестали копать землю и беспокоить тамошних жителей. Нет. Это такое же племя, каак племена в джунглях, только дивущее в подземном городе и немного отличающееся от нас: шестой палец, высокий рост, белесая кожа и глаза, привычно адаптирующиеся к темноте. Как видите, необычно, но ничего мистического.
Не буду дальше излагать эту историю, чтобы избежать спойлеров. Кроме самого приключенческого сюжета, в ней важны и человеческие взаимоотношения. Что мне понравилось, мы не закончили роман сразу после написания книги, о, нет, нас впереди ждало еще много непредсказуемых событий. Взять хотя бы войну, хотя она и была второстепенным эпизодом в этом повествовании. Словом, действие растянулось на несколько лет. Что касается самой концовки, она может оказаться сюрпризом, а кто-то может и угадать ее. В любом случае, книга показалась мне хорошим соединением наивности и реальности, битвы за свои права и попадания впросак, да и взгляд на колониальные обычаи в них отражен достаточно ярко. Ну, и, конечно, я частенько вспоминала легенду о Пигмалионе, влюбившемся в свое творение.11470