Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fahrenheit 451

Ray Bradbury

  • Аватар пользователя
    Аноним21 августа 2013 г.

    Брэдбери - он такой Брэдбери! Фаренгейт я прочитала в рамках чтений антиутопий в Зеленоградском книжном клубе. Мы обсуждали столпы жанра - "Мы" Замятина, "О дивный новый мир" Хаксли и "1984" Оруэлла и вот, между ними затесался Брэдбери, который, на мой взгляд не зря не входит в этот триумвират. Он совсем другой. Я даже не знаю, можно ли назвать "Фаренгейт 451" антиутопией. Он слишком оптимистичный. Брэдбери, с какой бы грустью и недовольством не описывал придуманный им мир, тем не менее всегда остается мечтателем, его никогда не покидает надежда на лучшее. Не удивительно, что из всех прочитанных нами книг предпочтение было отдано самому мрачному - Оруэллу и самому мечтательному - Брэдбери.

    Что мне всегда нравится в Брэдбери - это прекрасный, красивый, но очень понятный язык. При чтении просто получаешь удовольствие от умело подобранных пассажей, и возникает желание не только выписать особенно удачные и красивые фразы, но и перечитать, и запомнить, сохранить в памяти, как нечто ценное. При этом он удивительно легко читается, а значит - доступен в оригинале не только профессионалам, но и тем, кто только учит язык.

    Кроме того, меня всегда поражает, что Брэдбери нет нужды писать огромный роман, чтобы поразить читателя, чтобы убедить его в своей правоте. В короткой повести он способен отразить всё и передать читателю всё, что он хочет сказать, и не просто убедить читателя, но разбередить его, вырвать из привычного контекста, из привычного хода событий и заставить иначе посмотреть на то, что его окружает. Например, мир Фаренгейта: оболванивание, вечный фан, бессмысленные телешоу, бездумное население... ничего не напоминает? Брэдбери умело доводит до абсурда всё то, что мы видим каждый день. Его книга - это гипербола, но гипербола пугающая. Он ярко демонстрирует, во что мы можем превратиться, если уже не превратились. Вот только в отличие от Оруэлла, Брэдбери не только пугает, но и даёт надежду на то, что всё может быть иначе, что знания и история сохраняются где-то кем-то, что наследие человечестве всё-таки можно уберечь.

    Не могу не отметить и то, что Брэдбери опередил своё время. Книга написана в 60-х годах XX века, но пассаж про толерантность создает впечатление, что написан он буквально неделю назад. Брэдбери иронично и колко описывает все меньшинства, все категории людей, о которых нельзя писать, чтобы их не обидеть. Одно перечисление занимает целую страницу после чего следует вывод - проще вообще не писать чтобы уж наверняка никого не обидеть. Сразу вспоминается доходящая порой до абсурда толерантность западных наций: американцы, запихивающие в каждый фильм "хорошего афроамериканца", Испанию, в которой до недавнего времени марроканцам жилось лучше, чем коренному населению и т.д....

    Думаю, Фаренгейт 451 настолько популярен именно потому, что Брэдбери удалось совместить правдивость повествования (с гиперболизцией окружающей действительности), прекрасный язык и веру в лучшее. Однозначно в лучшее. Однозначно перечитывать.

    73
    210