Рецензия на книгу
Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева
Аноним19 июля 2022 г.Мастеры саморекламы
Вы продаете всегда.
Поэтому сильным нужно делать не только рекламный текст. Вообще весь текст должен быть сильным: и на сайте, и в рекламе, и в блоге, и в рассылке, и в интерфейсе, и в инструкции, и у вашего менеджера по телефону.Вот с этих слов из третьей главы раскрывается сущность авторов труда. Только в третьей главе ты вдруг понимаешь, что читаешь не редакторов или лингвистов, как они позиционируют себя в аннотации на задней обложке, а копирайтеров, маркетологов, торговцев. Торговые люди тоже бывают одарены языковыми способностями. Они делают сильный текст для того, чтобы продавать всё и всегда. Этим текстом они подают пример того, как продавать себя, свой труд. Они написали текст о тексте, попутно прорекламировав в нем себя, свои услуги - их текст прекрасно продается и имеет широкую читательскую аудиторию. У него даже появляются продолжения! Значит, авторы блестяще справились с поставленными задачами. Вы покупаете их книгу, чтобы прочитать о них же.
В принципе главные положения можно кратко подать в виде инструкции на страницу (см. с. 433). И будет ясно. Но задача была такая: как два-три тезиса растянуть на всю книгу не менее 400 стр. В чем заключается главный тезис? Следует использовать факты, конкретные примеры и наглядные истории из жизни, позволяющие читателю самому делать выводы, вместо авторских оценок и пустых штампов. Этот тезис регулярно повторяется, вокруг него неназойливо вращается мир этой книги. Он гоняется туда-сюда в разной подаче. В этом и талант копирайтера (не путать с лингвистом!) - как пару тезисов раздуть в разноцветные шары, разбавить гроздьями примеров и общеизвестными формулами вроде "делать хорошо нужно всё" - и написать целую книжку! Вот я и сделал собственные выводы.
Почему авторы труда не лингвисты, а не более чем копирайтеры-маркетологи, издающие бизнес-литературу? Потому что для них всё - это продукт. Этим словом они постоянно грешат, называя так всё подряд: тексты, товары, услуги - всё, что можно продать и через что можно прорекламировать себя. "Продукт" - это калька с английского языка (product), это превратилось в безликий, вредоносный, застрявший в зубах штамп. И, к сожалению, далеко не единственный. Человека с лингвистическим чутьем должно насторожить это слово. Семантическая ячейка слова "продукт" в нашем языке уже занята: носитель русского языка сразу представляет что-то съестное, продукт питания. Подберите другой вариант в нашем богатом языке. Хотя бы "продукция"! Называть продуктом услуги банка, финансовые предложения, тексты или теннисистку - это языковая безграмотность и скудоумие. Штампы - это следствие скудоумия и косноязычия. Об этом все сказала Нора Галь. Проблема слова-паразита "продукт" в русском языке была замечена моей преподавательницей по редакторскому делу Мжельской Е. Л. , я с ней полностью согласен.
Заметно и то, как авторы сами себе противоречат.
Сначала они помещают в перечень нежелательных слов в тексте вводные слова и рекомендуют от них избавляться: к сожалению, например и т.п. Но в тех фрагментах, которые они сочиняют как образцовый текст, они сами же часто используют то, от чего предлагают отказаться. С одной стороны избегайте креативных, игровых, нестандартных, изобретательных заголовков, а с другой - не злоупотребляйте однородными членами предложения без надобности! Также они рекомендуют не дублировать одни и те же мысли из введения в заключение, но в образцовом тексте "Писать энергично" на 273 стр. сами же это делают. Это еще одно подтверждение того, как смешно ходится вокруг да около, когда у тебя один тезис, а написать надо на 400 с лишним.Интересным способом предлагают бороться с эвфемизмами - заменять их на прямолинейные, резкие формулировки. Получается, что резкость и хамство становится им альтернативой. Тут уже включаются вопросы этики. Всегда ли можно сказать в лоб сотруднику: "ты допустил кучу глупых ошибок в этом месяце, исправляйся, а то уволим!" А если этот сотрудник - редкий специалист и его некем заменить? Если он работает колопроктологом и его невозможно уволить за глупые ошибки. Как быть? Не Ильяхов же будет выполнять его обязанности?
В чем недостаток "правды" из примеров, предложенных авторами? Когда вы пишете факты вроде этих: доставим пиццу по любому адресу за полчаса или устраним сбой любой системы за два часа - вот эта конкретика порой бывает невозможна. Потому что все индивидуально и не каждый сбой можно устранить за два часа. Тогда выходит, что вы пишете ложь. Не путают ли излишнюю самоуверенность с правдой?
Когда ты продаешь японский прибор без кнопок, то не нужно мудрить и читать эту книгу, чтобы успешно продавать. Оно само будет находить покупателей без лишних убеждений и рекламы. Алмазы в рекламе не нуждаются. Когда же ты продаешь один из многих посредственных товаров, у которого нет особых достоинств и пользы, то как должен сильный текст своей правдой найти ему покупателей? Написать "сильный текст" для рекламы человека или товара, который действительно чего-то стоит, дело несложное и выполнимое без пособий. Однако копирайтеры чаще всего сочиняют тексты тому, что нуждается в рекламе и не может похвастаться преимуществами в ряду схожих товаров. А значит этому нужна грамотная и убедительная ложь.
Авторам очень далеко до Норы Галь. Ведь она не занималась коммерцией и писала свой труд не с целью себя прорекламировать. Тут же с читателем начинают разговор как солидные редакторы-наставники, а заканчивают как банальные торговцы.К концу книги меня начало утомлять словоблудие, повторы, неутомимость примеров и разжевывание элементарных вещей - задача всего этого лишь в том, чтобы набрать объем.
Книга издана на белой уплотненной бумаге, из-за чего она непривычно тяжела. Носить ее с собой, чтобы почитать по дороге, или держать в руках лежа неудобно. Можно было бы издать все это на газетной бумаге как "Занимательную стилистику" Голуб. Тогда пришлось бы пожертвовать черно-оранжевым оформлением, но это не сделало бы книгу хуже.P.S.
Занятную книгу написал твой учитель... только это всё детский лепет!7226