Рецензия на книгу
Хладнокровное убийство
Трумен Капоте
Аноним18 июля 2022 г.Убийство без причины
Удивительно, насколько интересный и запоминающийся роман удалось создать Трумену Капоте на основе истории одного реального убийства. Очень сложно удержать интерес читателя, если он заранее знает кто жертва, кто убийца и каков мотив преступления. Но автор “Хладнокровного убийства” пошел по совсем иному пути, отвергнув детективный жанр в пользу психологической документально-художественной прозы, и этот ход был весьма удачен.
В ходе написания романа писателем была проделана просто ошеломляющая работа: только представьте, сколько материалов дела и заметок очевидцев было изучено, чтобы составить такие подробные, живые и точные портреты жертв, убийц и второстепенных персонажей! Хотя, понятное дело, что здесь не обошлось без работы писательского воображения, которое дополнило имеющиеся пробелы в личностях и характерах героев.
Писатель сразу же отказался от линейного повествования, чередуя описание событий до убийства и после. Сначала мы знакомимся с жертвами преступления - семейством Клаттеров, которые олицетворяли для жителей своего небольшого городка счастье и благополучие.
Каждый из членов семьи был по-своему обаятелен и симпатичен. И глава семейства Герберт Клаттер, сильный, смелый, справедливый, сумевший привести свою поначалу небольшую ферму к настоящему процветанию. И его жена Бонни, страдающая от мигреней и приступов депрессии. И их дочь Нэнси, первая умница и красавица, успевающая всё и везде. И их Кеньон, немного застенчивый, но дружелюбный и хозяйственный мальчик.
И вот, когда читатель успевает проникнуться этими персонажами, Капоте перемещает повествование от жертв к убийцам. Теперь мы знакомимся с будущими убийцами - Ричардом Хикоком и Перри Смитом. Нам предоставляется возможность проникнуть в их преступные планы и отследить весь путь до места преступления - дома Клаттеров.
Капоте не единожды прибегает к этому приему, переплетая между собой разные временные промежутки. Но при этом, момент кульминации, то бишь само убийство, он намеренно пропускает, возвращаясь к нему лишь после того, как будет дан более или менее исчерпывающий портрет обоих преступников.
И вот как раз перед этой кульминацией у читателя нарастает напряжение, потому что он так и не находит ответа на такой очевидный и простой вопрос, как мотив убийства. На страницах книги неоднократно акцентируется внимание на том, что главной целью убийц были деньги. Но ведь с самого начала нам раскрывают главные козыри: Герберт Клаттер не хранил наличные деньги в доме, предпочитая пользоваться чековой книжкой. Так что добыча Перри и Дика свелась лишь к нескольким десяткам долларов.
Зачем в таком случае убивать своих жертв? Ради жалких грошей? Хотя, на мой взгляд, деньги тут и не причем. Зачем идти на убийство, зная, что тебе грозит новый срок за нарушение правил досрочного освобождения и фальшивые чеки? Ведь за ограбление не грозит веревка в отличие от убийства четырех человек? А надеяться на то, что их не поймают, раз жертвы мертвы и не могут указать на своих убийц, очень и очень глупо, с учетом их совершенного нелогичного поведения после убийства.
Если вы, как и я, надеетесь получить разгадку в сцене убийства, то оставьте все надежды: более-менее ситуация прояснится ближе к финалу, где Капоте приведет заключение психиатра и выдержки из одного любопытного психиатрического исследования.
Конечно же, разгадка кроется в личности преступников. И если с Перри разобраться не так-то просто, о Дике можно практически сразу сделать однозначные выводы. Лучше всего описывают личность Хикока сказанные им самим слова: “Я oдoбряю пoвeшeниe. Нo тoлькo пoкa мeня caмoгo нe вeшaют”.
Вот и вся жизненная философия этого пустого и ничтожного человечишки. Непомерное самомнение, раздутое эго, бескрайний эгоизм при полном отсутствии эмпатии к людям - весь этот набор делает Дика идеальным убийцей.“Зависть была его постоянным спутником; любого, ставшего тем, кем он хотел стать, или имеющего то, что хотел иметь он, Дик считал своим врагом”.
Если бы не одно но… Дик - просто трусливое ничтожество, способное лишь насиловать маленьких беззащитных девочек и прокручивать фокусы с фальшивыми чеками.История Перри Смита более неоднозначна и драматична. Есть даже небольшой соблазн пожалеть его из-за ужасного детства и полученной травмы, повлиявшей на всю его жизнь. И лишь в конце откроется его настоящее лицо.
“Ты стремишься к отрицанию, – сообщил ему однажды в какой-то из лекций Вилли-Сорока. – Тебе ни до кого нет дела, ты хочешь существовать без ответственности, без веры, без друзей и тепла”.
Но на самом деле, глубоко внутри, Перри очень хочет получить эту любовь и поддержку. И каждый раз, когда кто-то проявляет к нему тепло и дружеское участие он отвечает взаимностью.Но даже это не в силах изменить ужасную пустоту и уродство души Перри. По его собственному признанию: “Может быть, мы просто нелюди. Во мне хватает человечности только на то, чтобы пожалеть себя”.
Между тем, в нем не шевельнулось ни малейшее сочувствие к убитым жертвам, ни сожаление по поводу содеянного. Но точно так же не заметны и проявления его ненависти или злобы в сторону Клаттеров. Максимально обезличенное и хладнокровное убийство. Так как же найти в нем мотив?
В романе есть один отрывок, наводящий на размышления: “Убийства были психологическим несчастным случаем, по сути дела, актом безличным; жертвы могли точно так же быть убиты молнией. Если бы не одно отличие: они испытали продолжительный ужас, они страдали”.
Это отличная иллюстрация к истинной подоплеке убийства. У психопата ее просто нет. И оттого трагедия семейства Клаттеров становится еще более зловещей и чудовищной.“...не может человек быть начисто лишен совести или сострадания. Перри сказал: “Почему? Солдаты же ведь спят себе спокойно. Они убивают и получают за это медали. Добрые канзасские граждане хотят меня убить – и какой-нибудь палач будет рад, что для него нашлась работенка. Убить легко – гораздо легче, чем подсунуть необеспеченный чек…”
1072,6K