Рецензия на книгу
Портрет художника в юности
Джеймс Джойс
Аноним17 августа 2013 г.Эту книгу я рассматриваю как первый этап знакомства с Джойсом перед прочтением "Улисса". Что-то похожее о ней сказал и Хоружий в послесловии: что это исповедь формирующегося художника, материалом для которого станет его собственная жизнь, а она ещё не прожита.
Оказалось, Джойс не так уж и страшен. В описаниях дества героя он выражается вполне доступно, а иногда даже трогательно. Меня впечатлило воображемое письмо маленького Стивена Дедала матери из иезуитской школы:
Дорогая мама! Я болен. Я хочу домой! Пожалуйста, приезжай и возьми меня домой. Я в лазарете. Твой любящий сын, Стивен.
Всё предельно просто, а воспитанный страдающий мальчик - вот он, как на ладони.
А дальше - почти типичные будни мальчишеского пансионата с традиционным маканием героя в унитаз, несправедливым наказанием, а ещё - мрачными-мрачными католическими увещеваниями и проповедями (признаюсь, в середине книги на проповеди я немного увязла). Запуганных юношей было откровенно жаль, а проблемы пробуждающейся сексуальности Стивена казались прямым следствием такого воспитания...
И тут перелом в мировоззрении героя застал меня врасплох. Я недоумевала: как может добропорядочный католик, воспитанный в смирении и покорности, вдруг отречься от религии и стать свободомыслящим бунтарем-студентом? А потом подумала - только так и может, более того, именно так все и должно было произойти. Перекормили мальчика в школе религиозной пропагандой, а мальчик был смышленым, поэтому должен был взбунтоваться.
Описание студенчества Стивена показалось мне фрагментарным, рваным, мозаичным. Наверное, здесь начинается "непростой" Джойс. У меня создалось впечатление, что автор так старался изобразить самое важное, самое значимое с точки зрения своей и героя, что совершенно отказался от описаний мира, в котором герой живет, или окружающих его людей, или ситуаций, причин, следствий... Как будто герой смотрит на мир через трубу, а мы вместе с ним видим кусочек мира; если ему захочется, он повертит трубой в разные стороны и даже панораму покажет, но чаще его взгляд привлекают отдельные куски реальности.
Из понравившегося про университет - цитата об ограниченных студентах, которые были и будут всегда, и о том, как "нежно" Стивен их "любит":
С нижней скамейки впереди Стивена резкий голос с ольстерским акцентом спросил:
– Разве нас будут экзаменовать по прикладным наукам?
...
Стивен холодно взглянул вниз на продолговатый череп с космами цвета пакли. Голос, акцент, характер задавшего вопрос раздражали его, он дал волю своему раздражению и с сознательным недоброжелательством подумал, что отец этого студента поступил бы разумнее, если бы отправил своего сына учиться в Белфаст и тем самым сэкономил бы на проезде.
Что ещё хочется отметить, так это открытую неприязнь Стивена (и Джойса) к патриотически-националистическим мотивам. Книг с восхвалениями ходульного патриотизма тонны, а открыто критиковать такой подход мало кто осмеливатся. Джойс этим мне симпатичен. Пожалуй, надо прочесть "Дублинцев".
А в этой книге ещё примечательны многословные рассуждения о сути искусства с большим количеством цитат на латыни (нет, не очень скучно) и дневник героя в самом конце книги, написанный в телеграфном стиле. Ах да, ещё Стивен писал стих - на мой вкус, довольно сносный.
Итого: не могу сказать, что я наслаждалась этой книгой, но интересные моменты в ней определенно были.782