Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Любавины

Василий Шукшин

  • Аватар пользователя
    ccentipedee14 июля 2022 г.

    Семейная сага по-деревенски

    Оба романа дались мне с большим трудом и упорством — на то, чтобы прочесть их все, у меня ушло порядка двух месяцев с лишним. И сейчас, когда я оглядываюсь назад на все те усилия, что мне пришлось приложить, чтобы довести начатое до конца, я почему-то ставлю пятёрку и думаю о том, что нисколько не жалею о потраченном времени, когда дело касается данного произведения.

    Василий Шукшин, вооружившись пером, воспоминаниями старожилов из родного села Сростки и собственным воображением, удивительным образом погружает нас в атмосферу прошлого, давая шанс перенестись во времени и оказаться в глухой сибирской деревне, где правит не о, великий и могучий советский союз!, а вековые традиции, которые не так-то просто искоренить, с какими бы идейными и амбициозными речами не выступали защитники нового мироустройства. Кузьма и его дядюшка посланы в Баклань с важной миссией: для всех сельчан — строить школу, дабы повышать культуру и просвещение местных жителей, а на деле — по указке ГПУ вычислить местную банду, орудующую в горной местности вблизи деревни. Их затея встречается весьма неохотно, что, собственно говоря, и следовало ожидать, в особенности от местного зажиточного семейства Любавиных, которых более чем устраивают их нынешние порядки, какими бы диковатыми и устаревшими те не казались для горожан и современного читателя. На протяжении всей истории мы наблюдаем за борьбой нового и старого времени в лице Кузьмы и Любавиных, и эта борьба сопровождается ни больше ни меньше — любовью, ненавистью, местью и смертями, но тесно переплетается и живёт даже в их потомках, о которых читателю предстоит узнать уже во второй книге.

    Честно говоря, семейство Любавиных — это одна сплошная неприятность. Они непреклонны, хитры и вместе с тем горячи сердцем, душой и на руку, поэтому постоянно влезают в драки и если не умирают сами, то убивают других и не хотят нести за это наказание. И именно поэтому я с некоторым удивлением для самой себя обнаруживаю, что по какой-то причине всё равно к ним привязалась и всё равно их полюбила. По-своему, сурово и с грустью, но всё же полюбила. Если честно, избрал бы Шукшин путь какой-нибудь комедии для этого произведения, я бы влюбилась в это семейство без памяти и совершенно иначе: представить, как Емельян распихивает свои булки и зерно по углам в бане, дабы не отдавать его на всякие там коллективные хозяйства, и всячески вставляет палки в колёса Кузьме и его дяде при постройке школы, и смешно становится. Да даже вспомнить препирательства Егора с отцом в самом начале книги — и уже сидишь, лыбу давишь изо всех сил, чисто ради приличия. Но Василий Шукшин избрал для своей истории совершенно иной путь, поэтому в каком-то смысле меня с головой накрывает сожалением, ведь Любавины могли бы быть лёгкой, весёлой историей, со всеми этими пьяными драками, любовными пересудами и сельскими обычаями, и интереса к ней от этого бы не стало меньше ни на грамм, благодаря стараниям автора. Тем не менее, мы сталкиваемся с совершенно иным ходом событий, который навевает тоску и оседает свинцовой тяжестью на сердце к концу произведения. Но, как я и упомянула ранее, расставаться с героями становится так же неохотно, как было бы, будь история написана в другом жанре.

    63
    2,5K