Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Madame Bovary

Gustave Flaubert

  • Аватар пользователя
    vontagi12 июля 2022 г.

    Преданная реальностью, обласканная мечтой

    Эмма Бовари — персонаж, свято переживающий свою зацикленную трагедию каждый раз, когда читатель вновь открывает книгу. А все для того, чтобы явиться примером, знаком и даже криком.

    Истоки проблемы лежат в крайне разнящемся жизненном опыте супругов — Эммы и Шарля. Мужчину в детстве строили и подавляли родители, пытаясь воплотить в мальчике личные ценности: «Отец выдумал какой-то мужественный идеал детства, согласно которому и пытался развить сына», мама Шарля «...перенесла на ребенка все свои разбитые, рассеянные жизнью честолюбивые мечтания». Завершающим тревожным аккордом стал навязанный матушкой брак юноши с первой женой — контролирующей, властной и куда более зрелой госпожой Дюбюк, в которой было мало привлекательного.

    Эмма же взрастила себя на мечтах о волнующей любви, романтизме и яркости переживаний: «Море нравилось ей только в шторм, трава — среди руин.» Более того, она уже познала сухость жизни благодаря монастырскому образованию, где ее единственным спасением были любовные романы и мечты о собственной страстной сказке. Так, девушка пришла в жизнь Шарля с плотно упакованным багажом высочайших эмоциональных ожиданий.

    И вот эти два мира встретились: незнакомцы стали мужем и женой. Для супруга Бовари жизнь с Эммой была олицетворением свободного счастья. Он наконец-то занял место главы дома, да и рядом с ним — молодая красавица. А он не из тех, кто будет искушать судьбу, проявившую к нему благосклонность. Сознание Шарля породило образ блаженной жизни, который окутал их быт, добавил яркости и светлых тонов заодно и самой Эмме с ее противоречивыми чувствами. Иллюзия превратила ее в счастливую и заботливую жену в глазах мужчины. Зато восприятие госпожи Бовари дает иные показания. Ее гонимый мечтой корабль безжалостно разбился о скалы пресного супружеского быта в деревне. Затуманенность Шарля счастьем, которое Эмма дарила ему, только раздражало супругу. Ведь оно до последнего не позволяло ему разглядеть трагичное состояние жены.

    Когда семейная жизнь претерпевает сложности, на ум приходит несколько вариантов: А) попытать счастье с любовником; В) наглотаться мышьяка; С) обсудить проблемы и укрепить отношения. В XIX веке, к сожалению, варианта «С», кажущегося наиболее здравым, не существовало. И заслуга Флобера — в том, что он открыл людям возможность говорить о своих чувствах и переживаниях. Не видеть в этом нонсенс или собственную слабость — скорее осознанность и умение анализировать себя, быть честным. Со стороны ситуация Эммы и Шарля может показаться очевидной: легко отследить моменты, когда все прошло не так, когда можно было выбрать иное поведение. Впрочем, будучи на месте одной из сторон, судить трезво — сложно. Однако делиться и искать компромисс не только возможно, но порой и жизненно важно.

    Реальность предала Эмму, когда та познала брак. Поэтому она решила больше ей не доверяться. Как комично видеть ситуацию, где госпожа Бовари внутренне пылает любовью к Леону, а на лице — безразличие. Она не отвечает ему взаимностью ни одним мускулом своего лица. А стоит ему уйти, хлопнуть дверью, девушка бежит к окну, долго и томно наблюдая за предметом своей страсти. Она доверяет самые сладостные мгновения только воображению и мечтам, даже если они о том же, о чем может быть ею игнорируемая реальность — только руку протяни.

    И все-таки Эмма протягивает. Только вот понимает: второго предательства уже не перенесет. И все равно соглашается, чтобы Жить.

    Содержит спойлеры
    5
    399