Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним13 августа 2013 г.

    Размышления на тему понятия красоты или моя «околорецензия» на книгу

    А если это так, то что есть красота
    И почему ее обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота,
    Или огонь, мерцающий в сосуде?

    Заболоцкий

    Вечное - вечно

    Ничего не изменилось со времен Гюго. Ни-че-го. Парадокс – скажете Вы. Классика – отвечу я. Научно-технический прогресс, улучшение жилищно-коммунальных условий, рост заработной платы, широкий ассортимент товаров, приобретение всяческих свобод человека… Все это имеет место быть, и данные преимущества современного времени трудно недооценивать. Но зачем существовать этому всему, если самые главные проблемы, так безобразно искривившись в ухмылке, таятся в самом человеке и нисколько не отличаются от того насущного хлеба, который автор предоставляет нам для размышлений.

    Красота – бич

    Человек, который смеется – королевство кривых зеркал, построенное Гюго. В нем уродство красиво, а красота уродлива. Граница между красотой идеальной и физической настолько неустойчива, что каждый из героев перетягивает ее на свою сторону. Однако это перетягивание канатов по-разному воспринимается героями. Для Джозианы, молодой, самоуверенной красотки с чопорной внешностью, это всего лишь развлечение, мимолетная прихоть, лишенная всякого смысла и правдоподобия, ведь она целиком и полностью уверена в своей блистательности. Вот только блеск этот ослепляет, лишает ее всякой возможности взглянуть в глаза истине. Истина же в ногах у Гуинплена. Искалеченный в детстве компрачикосами, он вынужден идти против стандартов, против того невежественного понимания красоты, которое навязано обществом и хлещет его, словно бич. Это принуждение взрастило в нем зерно истинного понимания красоты, красоты душевной.


    « Ce n'est pas la chair qui est réel, c'est l'âme. La chair est cendre, l'âme est flamme»

    Красота – идеальность, красота - безобразие

    Красота может быть идеальна не потому, что она безукоризненно прекрасна, а потому, что ее идеальность подразумевает собой наличие идеи, ее воплощение. С этой точки зрения Гуинплен прекрасен, а Джозиана ужасна. Если нет идеи (содержания) – нет и красоты. Уродство Джозианы и всех тех, кто заворачивается в красивые оболочки, в их безыдейности, отсутствии образа. Такая красота ничтожна вдвойне: она безОбразна и безобрАзна.

    Красота – подвиг

    Дея и Гуинплен – это два божьих создания с чистыми помыслами и невинными душами. Они настолько приближены к неземному и вечному, что вынуждены сражаться за свой мир. Их духовная чистота является одновременно и причиной, и средством борьбы в войне против общества. Такие тяжелые испытания даются в жизни лишь тем, кто способен их преодолеть.

    Красота...

    - Дай бог, чтобы Вам никогда не пришлось оперировать сердце.

    • Почему?
    • Потому что у Вас его не найдут.

      А Бог с ней, с красотой. Главное, чтобы сердце у человека билось и душа пела. А уж отчего она поет - каждый решит сам.

      P/s Я настолько прониклась книгой и ее колоритными героями, что пошла дальше и посмотрела две экранизации. Слава богу, что начала я с "минисериала" 1971 года от режиссера Жана Кершброна, который сумел сохранить идеи автора и сделал это на высочайшем уровне. Точное попадание в персонажей. Урсус, Гуинплен, Дея, Джозиана, Баркильфедро как будто сошли со страниц романа. Мое ощущение характеров героев, которое я, естественно почерпнула от Гюго, сошлось до мельчайших подробностей. Чего только стоит аскетичность и отстраненность Урсуса, безобразная улыбка Гуинплена и подлый, расчетливый ум Баркильфедро... Всего этого нет в современной киноленте. Там только милые мордашки и красивые, хотя и атмосферные, пейзажи. Вообщем, без подробностей, а то мне уже пора на кинопоиск :)

      P/p/s Эх, и любит же Гюго уродов...И я вместе с ним.

    16
    67