Рецензия на книгу
Judas
Amos Oz
Аноним10 июля 2022 г.Тот, кто готов измениться, - продолжал Шмуэль, - в ком есть мужество, чтобы измениться, всегда будет предателем в глазах тех, кто не способен на перемены, кто до смерти боится их, не понимает и ненавидит.Зима 1959-го. Иерусалим. Молодой человек Шмуэль Аш, потерпев неудачи в личной и академической жизни, поступает работать компаньоном к пожилому инвалиду. В его обязанности входит разговаривать с ним 5-6 часов в день, а все остальное время он свободен. Поэтому он продолжает писать свою студенческую работу "Иисус глазами евреев", а параллельно изучает жизнь одного мужчины - политического деятеля, который был против создания Еврейского государства.
С самых первых страниц книга окутывает особой атмосферой: холодной, дождливой, пыльной. Зимний Иерусалим, старый поскрипывающий дом, комнаты, забитые старыми книгами, постоянный дождь за окном. У всего этого есть свое очарование. Кроме того, Амос Оз прекрасно пишет.
Это была не та прозрачная тишина, что призывает тебя присоединиться к ней, но равнодушие, из древних времен, безмолвие, разлегшееся спиной к тебе.Бросается в глаза любовь Оза к метафоре и метонимии: герань у него выплескивается из многочисленных ржавых кастрюль, главный герой утюжит центр Иерусалима, а тело Аталии вписывается в платье. Получился красивый образный текст, который хочется смаковать. Поэтому с самого начала я выдала достаточно большой кредит доверия к истории.
К сожалению, он не совсем оправдался. Любимая Озом метафоричность распространяется не только на текст, но и на героев. Они не живые люди, а метафоры на самих себя. Они четко вписываются в заданные автором роли, чтобы привести читателя к задуманным автором мыслям. В этом плане роман получился притчевым. Но, увы, притча - мой наименее любимый жанр. Для меня герои остались двумерными, и это не позволило мне им сопереживать. А поступки их по большей части ставили в тупик. Сама структура романа не добавляла реалистичности: реплики героев - это монологи на тему или истории, которые заканчиваются всегда просьбой налить чаю. При каждом появлении героев автор описывает их так, как будто мы видим их первый раз. Из-за этого появляется ощущение медитативной повторяемости, которая погружает тебя в читательский транс, но, когда ты из него выныриваешь и осмысляешь, остается чувство недоумения.
Мне понравилась смысловая часть. Я мало знаю про Войну за Независимость Израиля, а Амос Оз дает читателю вводный курс в историю. Причем подходит он к теме с неожиданной стороны: а нужна ли была эта война? нужно ли было евреям отдельное государство? Весь роман Амос Оз осмысляет понятие "предательство". Одним из рассматриваемых предателей становится политический деятель, который утверждает, что арабы и евреи могут мирно жить на одной земле. Во мне отозвалась эта идея об устаревании концепта национального государства как такого - я сама часто об этом думаю. Второй же предатель, Главный предатель в истории со времен Брута, - Иуда Искариот. Амос Оз размышляет над тезисом, что без Иуды не было бы христианства, без Иуды Иисус не вошел бы в историю.
Это было интересно читать. Над этим было интересно размышлять. Но из-за притчевого налета книга несколько разочаровала.
7454