Рецензия на книгу
Море, море
Айрис Мёрдок
Аноним12 августа 2013 г.Если бы я не знала, что дорогие и значимые люди из прошлого появляются все разом, как грибы после дождя, то изо всех сил кричала бы: "Не верю!" Но - верю. Прошлое наваливается одной большой волной, переворачивая всё с ног на голову, после этого ещё долго по берегу обломки [себя прежнего] собираешь.
Мир Мердок движим любовью и попытками на неё. Как и в Черном принце , здесь любовь - сюжетообразующее существо, без которого - незачем.
Поэтому сюжет довольно статичен, и сводится к переживаниям главного героя, вокруг которого внезапно возникают тени прошлого и начинают его терзать, рвать в разные стороны. Но существует только две стороны: прошлое и будущее, - а тянут всё назад, в безнадёжно прошедшее время, в безвозвратно пережитые и выжитые чувства. Действие скорее не внешнее, а внутреннее.
И нсколько страшные формы может принимать любовь. Одно и то же, если вдуматься, чувство: отпустить на свободу или силой держать в заточении. И всё это любовь. Удивительно, как тирания может быть пропитана нежностью насквозь.
Суметь отпустить не значит не любить.Раньше никогда не обращала внимание на то, что при повествовании от первого лица должно быть больше субъективности, деталей, мелочей и меньше глобальных обобщений. Например, я бы никогда не смогла описывать собственную комнату так отстранённо, как это делает Чарльз в романе. Слишком абстрактно, как будто опись проводит, а не живёт там. А вот подробные описания ежедневного меню до последней оливки - это закономерно, хотя напрямую не связано с сюжетом и кажется лишним.
Из-за этого несоответствия общего и частного, объективного и субъективного возникает дисбаланс формы и содержания. Выглядит как художественный приём. А когда читатель видит, как создаётся произведение, становится скучно.Тициановские Персей и Андромеда и морское чудовище Айрис Мердок:
А от любви спасает только любовь.
432