Рецензия на книгу
Тэсс из рода д'Эрбервиллей
Томас Гарди
Kagura-chan11 августа 2013 г.Неправильно было бы судить героев классического английского романа со своей колокольни, ведь сегодняшнее общество мало напоминает викторианское. Но я все-таки позволю себе взглянуть на героев романа Томаса Гарди глазами человека XXI века.
Хотите верьте, хотите нет, но Алек д'Эрбервилль -- единственный персонаж этой истории, не вызывающий у меня раздражения. С одной стороны, классический плохиш, "злой гений" Тесс, уведший ее на путь греха, с другой -- самый яркий и цельный образ романа. Он олицетворяет собой порок и падение, но, как это обычно бывает в книгах, зло чертовски привлекательно, и противостоять ему чудесным образом может одна Тэсс. Алек не пытается быть тем, кем не является, и если уж ему чего захотелось -- идет напролом, не терзаясь сомнением и раскаянием. Только однажды он попробует направить энергию в мирное русло и вступить в лоно церкви, но и чтению проповедей он отдается со всей страстью. Еще в начале романа, после того, как Тесс открыла ему доступ к телу (или он сам проложил дорогу -- тайна, покрытая мраком), становится понятно, что Алек не питает каких-либо иллюзий на свой счет:
Должно быть, я скверный человек, чертовски скверный. Скверным я родился, скверно жил и — что весьма возможно — скверным и умру. Но клянусь своей пропащей душой, больше я не причиню тебе зла, Тэсс. И если возникнут некоторые осложнения — ты понимаешь? — если ты будешь хоть в чем-нибудь нуждаться или столкнешься с какими-нибудь затруднениями, напиши мне одну строчку, и ты получишь все, чего бы ни потребовалось.
Выходит, он готов к осложнениям и предлагает ей, деревенской простушке, свою помощь, не выгоняет ее на улицу, а через несколько лет попросит Тэсс стать его женой. Кто знает, может он женился бы на ней и раньше, была бы она чуточку умнее. Грехопадение уже свершилось, так почему бы просто не смириться с действительностью и попробовать извлечь выгоду из сложившейся ситуации? Но, похоже, мысль о знатных предках ударила в голову не только папаше. Тесс едва ли не лопается от гордости и чувства собственного достоинства. Откуда у деревенской простушки столько спеси? Казалось бы, эта честная и чистая душой женщина должна вызывать лишь восхищение, но вместо этого ее правильность, холодность и высокомерие раздражают до зубовного скрежета. Героиня настолько зациклена на самой себе и своих несчастьях, что не замечает ничего и никого вокруг. Ее семья находится в бедственном положении, братья и сестры голодают, но она ни за что не облегчит их участь. Вспоминаются слова Джоан, матери Тесс:
Почему ты не постаралась помочь семье, вместо того чтобы думать только о себе?
Вот именно, почему, Тесс? Оскорбленная гордость, скажете вы. Ненасытная гордыня, отвечу я. Она не расскажет Алеку о ребенке, хотя вполне возможно, он мог бы улучшить условия его существования, не попросит денег у родителей мужа, прозябая в нищете, и, в конце концов, предпочтет уступить натиску ненавистного ей Алека (ненавистного ли?). А когда все то же Алек, а не малахольный Клэр, обеспечит ее матери сносное существование, отправит братьев и сестер учиться, а Тэсс вытащит из ужасающей бедности, то она отплатит ему весьма своеобразным способом, пырнув ножом в грудь.
По мне так самый что ни на есть отрицательный персонаж -- Энджел Клэр. Малодушный юнец, попавший в капкан своих собственных дремучих предрассудков. Вместо того, чтобы любить настоящую Тесс из плоти и крови, он создал ее идеальный образ и уверовал в него. Когда оказалось, что она не соответствует его представлениям, растоптал ее чувства, бросил на произвол судьбы и сбежал в Бразилию к обезьянам. Но Тесс не замечает его недостойного поведения, она тоже находится во власти ложных убеждений. Ей кажется, что только Клэр, образец добродетели, достоин ее. Тэсс упивается своим горем, и если бы в юности она не пала жертвой Алека, ей следовало бы его выдумать. Алек действительно был и остается единственным настоящим мужем Тесс, но она, несмотря ни на что, люто-бешено его ненавидит, хоть и делит с ним постель. Эта троица стоит друг друга.Не перевариваю морализаторство ни под каким соусом, а это, собственно, и есть основное блюдо в меню Гарди. По задумке автора, в несчастьях Тесс виноват кто угодно, только не сама девушка: семья, религия, общество. Конечно, обошлось не без этого, но мне, как человеку другой эпохи, кажется, что всему виной ее непомерная гордыня. В стремлении сделать Тесс великомученицей и праведницей, Гарди лишает меня возможности сострадать ей. Кому интересен персонаж, не ведающий человеческих страстей, не подверженный искушениям? Ведь по Толстому, "человек есть текучее вещество". В сущности, если бы не Алек, кому была бы интересна Тесс Дарбейфилд? Тэсс кажется игрушкой в руках кукловода Гарди, который жертвует психологизмом ради того, чтобы провести в жизнь систему своих убеждений.
Можно только порадоваться, что сегодня мы пользуемся относительной свободой действий, и перед нами больше не стоят те неразрешимые проблемы и нравственные дилеммы, с которыми столкнулись герои романа "Тесс из рода д'Эрбервиллей".
872