Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Забытые царства. Дочь Белого Меча

Андрей Лазарчук, Юсуп Бахшиев

  • Аватар пользователя
    Аноним4 июля 2022 г.

    Альтернативное фэнтези. Чтоб его…

    Был у меня день Рождения чуть больше месяца назад. И подарили мне книгу «Дочь белого меча» из серии «Забытые царства» за авторством Андрея Лазарчука и Юсупа Бахшиева.
    Из плюсов. Очень красивое оформление как обложки, так и самого текста. Для каждой главы отрисована своя заставка. Сноски оформлены под рисунком кинжала, а не просто линией. Окончание главы обозначается рисунком стрелы. А ещё необычное наименование глав. Название состоит из двух частей, и вторая часть первой главы становится первой частью названия второй и так далее.
    На этом, собственно, плюсы все.
    Читать книгу было очень тяжело. И не только потому что персонажи здесь либо функции, либо картонки, а сюжет не особо динамичный или увлекательный. Но само построение текста вызывало у меня желание кинуть книгу в стену. Или пустить на розжиг мангала.
    Теперь обо всем по порядку.

    Мир. Все время прочтения у меня было ощущение, что создатель лора произведения сочинял его как-то так: весь день, сидя на энергетиках, читал Википедию, в основном раздел с древними мировыми религиями, философскими течениями и верованиями. Потом, примерно в пять утра, решил-таки отправиться на боковую, наглотавшись таблеток (или грибов) для расширения сознания. Ему что-то приснилось, он проснулся, надиктовал сюжет и не просыпался двое суток. Потом протрезвев и отоспавшись, переслушал запись, понял, что разобрать ничего невозможно и решил записать сюжет, основываясь на обрывочных воспоминаниях и той каше, что отложилась в голове. По-другому я это воспринимать отказываюсь. (В послесловии Юсуп приоткрывает завесу тайны создания «Дочери» и там все оказалось не совсем так, но очень похоже. Даже элемент со снами присутствовал).
    Это какое-то нагромождение из сказок, шаманизма, зороастризма, иудейства и раннего христианства с редкими вкраплениями финно-угорских сказаний, древнеегипетских и древнегреческих мифов. И казалось бы, абсолютно моя трава. Я в 10ом классе писала доклад по самым распространённым религиям и философским течениям. С тех пор мне эта тема очень интересна. И поэтому же я в т.ч. так люблю этническое фэнтези. Но вот то изложение, которое есть в книжке – это тихий ужас какой-то.

    Персонажи. Гребанные картонки. У Ягмары пропал отец. У Ния отшибло память. Они родили колобка. И тот отвел их в крепость Лютобога, где в подземелье ака замороженные туши прозябали отец Ягмары Акболат (чье имя переводится как Белый меч) и его заклятый враг Чернобог, который почему-то с последней трети книги станет называться Черномором. А ещё был кот Шеру. Пожалуй, он мне даже понравился на фоне остальных персонажей-функций.

    Сюжет и повествование. Сюжет Шредингера. Он вроде есть. Типичный такой сюжет – квест. Персонажи идут до определенной точки, получают задание или шмот и топают в следующую точку, а потом по такой же схеме обратно. Но как такого сюжета нет. Нет арок персонажей. Ничто никуда не движется. Все остается на месте, даже если кажется, что физически персонажи перемещаются.
    В тексте неимоверное количество многоточий. Я не знаю, каких там книжных мышей авторы развели, что они толпами бегали по тексту и оставляли везде свой горох! Но это дико бесит. Также текст наполнен такими фразами как: «Я не знаю, как сказать…», «Не могу подобрать слова…», «Не знаю, как выразить…», «Я вспомнил… То есть не вспомнил… Но все же вспомнил…», он увидел что-то, она увидела что-то. И бесконечное постоянное сослагательное наклонение. Я понимаю, хотелось придать сюрреалистичности тексту. Но блин, если не знаешь, как что-то описать, чтобы читатель это мог себе вообразить, нафига тогда вообще писать? Желязны же смог и лабиринт свой описать через проходящего по нему главного героя Хроник Амбера с ощущениями как физическими, так и душевными. И замок у него там в облаках, словно греза на утренней заре был. Герберт в своей Дюне тоже не постеснялся описать религию, рожденную из слияния нескольких конфессий и передать духовный путь героя с его предвидением, душевными практиками и прочим. А тут прочитал «Я не знаю, как сказать…» и сиди, радуйся. Кто, блин, должен знать? Найди уж слова, чтобы как-то передать свою мысль! На то писательство и называется искусством.

    Собственно, а при чем тут альтернативное фэнтези? А так Бахшиев определяет жанр, в котором написана книга. Потому что роман рассказывает о предыстории двух колоритных персонажей русских народных. Типа как альтернативная история. Собственно, к самому жанру у меня претензий нет. Хотя найти произведения официального фэнтези, думаю, не получится. Поняли шутку, да? Она сложная, аж за 300.

    Итог. Книга писалась с целью экранизации. Потому что Джорж Р.Р. Мартин многим деятелям не дает покоя своим коммерческим успехом ПЛиО. Если б не он, то придумывал бы Юсуп свои сюжеты в каком-нибудь альтернативном мире, и моя жопонька не полыхала бы таким яростным огнем. Ах если б, да кабы.. Все, завязываю со сложными шутками.
    У книги, кстати, есть продолжение. Но я его читать конечно же не буду.
    Книга – лучший подарок. Либо читаешь её с упоением. Либо живешь месяц без отопления, обогреваясь огненной пятой точкой.

    6
    449