Рецензия на книгу
Под стеклянным колпаком
Силвия Плат
grt_pretender9 августа 2013 г.В России Силвия Плат (1932-1963) известна мало, хотя в США ее считают в крупнейшей поэтессой после Эмили Дикинсон Ее единственный роман признан классикой американской литературы и во многом автобиографичен.
На мой взгляд, это книга даже не о депрессии. И даже не о самоубийствах. Пожалуй, она о свободе выбора и невозможности порой его сделать. Потому что не хватает понимания себя, окружающих, нет опоры для мотивации. Перед нами девушка, запрограммированная, с одной стороны, стремлением все делать отлично, тщательно изучать новое и быть замеченной и оцененной (синдром отличника), с другой стороны, существующей системой ожиданий. Вроде бы все расписано: школа-колледж-замужество-семья-дети. Мечты об идеальном муже, прекрасных друзьях, с которые никогда не скучно и которые не подведут, послушных детях, образе прекрасной матери, своих родителях которые гордятся своими детьми. Возможно, карьера, но опять-таки возможно. А какая? Что у нас сейчас считается подходящим? Стенография. Работа в издательстве. Для романтиков – литературное ремесло. Возможно, возможно.
Вот мир, в который следует вписаться Эстер Гринвуд. Но вот как-то у нее это не получается. Ей хочется как-то проявить себя, найти себя, не подстраиваться под других, чего-то добиться (собственно, нормальное желание для девушку ее возраста). Но при этом она совершенно глуха к себе самой, она не понимает себя, пытается примерять на себя один ярлык за другим и при этом всегда имеет суждение о других. В ее голове все время сталкиваются стереотипы и рожденные ее сознанием противоречивые отклики. В результате, естественно, весь мир какой-то не такой, а она… не устроена.
Ее срыв происходит как раз тогда, когда все вдруг начинает идти не по программе: ее стажировка в Нью-Йорке оказывается неудачной (что странно для нее, она всегда добивалась того, чтобы ее ценили), молодые люди (как и Нью-Йорк в принципе) оказываются не такими милыми, как ей представлялось, а по приезду домой она узнает, что не прошла отбор в летнюю литературную школу (а это уже считалось дело решенным). Она оказывается одна в доме рядом с матерью и соседями, следящими за каждым ее шагом. Полное отсутствие определенности. И ее постепенно начинает… ломать. Сначала у нее в голове появляется множество идей о том, чем она могла бы заниматься (кидает из одной крайности в другую). Но внезапно оказывается, что сил ни на что не хватает, она перестает читать, даже спать ,постепенно теряет интерес к жизни. При этом ее не покидает страх, что люди обнаружат, что она сошла с ума (т.е. грубо говоря, выпала из системы).
Однако смекалка и умственная энергия героини никуда не делись. Она изобретает один за другим способы самоубийства, на каждый из которых (кроме последнего) так и не может решиться.
Единственное, что, на мой взгляд, плохо раскрыто в книге, это постепенное выздоровление Эстер в лечебной клинике. Я думаю, потому, что для самой Сильвии эта стадия оказалась непосильной.
Финал открытый. Возможно, героиня вернется в колледж. А что потом? Изменилось ли что-то у нее внутри? Изменится ли в поведении? Существует ли этот колпак одиночества и бессмысленности на самом деле или это всего лишь продукт сознания Эстер и своеобразный способ защиты от действительности?
Подобную ситуацию можно видеть и сегодня. Из года в год люди проходят стройную последовательную систему школа-университет, где каждый год закономерен и понятно, к чему стремиться. А после получения диплома у многих наступает ступор, потому что впервые им предоставляется свобода, и они остаются наедине сами с собой, возможно, в первый раз в жизни. Им приходится строить жизнь самим. А это испытание на прочность. Я знаю, что многим героиня не нравится. Да, она неоднозначна тем, что не является цельной, не имеет внутреннего центра. Но, возможно, подобная ситуация в будущем могла бы позволить ей наконец заглянуть вглубь себя. И кто знает, к чему это могло бы ее привести.
954