Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним3 июля 2022 г.Кукольный театр мистера Теккерея.
"Если бы люди заключали только благоразумные браки, какой урон это нанесло бы росту народонаселения на земле!"Две юные девушки покидают пансион и отправляются в большой мир. Очаровательная добрая Эмилия, дочь успешного коммерсанта, возвращается домой, в тихую гавань, ожидая счастливого брака с другом детства. Хваткая и меркантильная Ребекка, дочь бедного художника, желает устроиться в жизни любой ценой - в первую очередь, разумеется, через успешный брак. Обеих ждёт совсем не такая жизнь, какую они себе представляют...
Интересно, насколько неиронично Теккерей считал Эмилию лапушкой? В принципе-то оно так, конечно... но это не то чтобы её заслуга. Зачем Эмилии было отращивать броню и когти? Она выросла в абсолютной обеспеченности, любви и неге. Бекки и Эмма очень перекликаются с другой известной и весьма похожей парой женских персонажей - Скарлетт и Мелани. Вот только Мелани всегда была значительно умнее, сильнее и крепче, чем выглядела со стороны. Увы, Эмилия - всё то самое, что написано на упаковке. Я бы сказал, Эмма - просто самая что ни на есть типичная девушка своего времени и круга, отягощённая тотальным отсутствием честолюбия. Это автоматически делает её не самым интересным персонажем для наблюдения.
А вот "ужасная" Бекки Шарп без своего характера просто бы не выжила. Вообще, возможно, жёсткость и меркантильность Бекки изумляла и отталкивала в момент написания книги, но сейчас я часто попросту не вижу в её поведении ничего дурного. (Речь не идёт об откровенном мошенничестве, конечно.) Девочка отказалась на халяву учить детей музыке и затребовала доплаты - ну и в чём она неправа? Ребекка - это человек, который осознаёт, что живёт в романе нравов а-ля Остин и который издевается над штампами жанра, выворачивая их себе на пользу. Играет роль бедной, очаровательной, высокоморальной гувернантки в одной ситуации, несчастной сироты - в другой, и выдавливает из каждой максимальный профит. Хочешь жить - умей вертеться.
Очень хорошо ощущается, что это был сериал (Теккерей писал "Ярмарку" для публикации в Панче, с расчётом на возможность быстро свернуть, если читателям не зайдёт). От этого в романе остались артефакты вроде подкидывания героям новых проблем, избегания почти вот-вот случившегося хэппи-энда, ну и переполненность "филлерами" - избыточным текстом для набивания объёма. Автор очень любит то и дело поставить историю на паузу и углубиться в велеречивые (и порой сомнительные) рассуждения о жизни или о том, как лучше пустить сюжет дальше - иногда настолько, что всю главу, в сущности, можно было бы сократить до одного предложения в духе "А ещё у сэра Питта была очень богатая пожилая тётушка".
События книги невозможно воспринимать сколько-нибудь реалистично, при совершенном реализме истории. Теккерей слишком очевидно ставит всё повествование как пьеску, историю для кукольного театра, говоря об этом прямым текстом в начале и потом неоднократно напоминая. Например, он может просто начать вслух рассуждать, что бы сделать с историей дальше - добавить элегантности? романтичности? остросюжетности? И в этом проблема: ну очень трудно принимать близко к сердцу перипетии в жизни красиво расписанных куколок, у которых ты видишь проволоку над головой. В такой идее есть своя прелесть, но теряется существенная часть сопереживания к героям.
Самое удачное в "Ярмарке" - это, безусловно, Бекка. Змея Бекка, стерва Бекка, которой я искренне желал удачи, хотя и понимал, что по законам кукольного театра ей вряд ли что-то светит. Хорош и сам тон Теккерея, язвительный, ироничный, его ласковость к своим персонажам всегда звучит с подвохом и тайком направляет в их адрес какую-нибудь довольно злобную шпильку. Не верю я, что Теккерей кого-либо из них любил и считал достойным человеком, совсем не верю. Но следить за героями... особенно за Эмилией, которая, по всё тем же законам драматургии, просто не может в итоге не достичь счастливого финала... в общем, это лениво-медитативное и подчас скучноватое занятие.
281K