Рецензия на книгу
Через не могу
Рачко Марина Михайловна
NeoSonus30 июня 2022 г."Не наказание, а испытание"(с)
Разве можно написать о блокаде так лирично и нежно? Да, наверное. Да, конечно, можно. Это просто я читала совсем мало о блокадном Ленинграде. Надрывно-пронзительную Евгению Гинзбург и документально-точную, пугающую «Блокадную книгу» Адамовича, Гранина. Две книги – это очень мало, а потому повесть Марины Ефимовой (Рачко), написанная сквозь призму семейной истории, удивляет.
Блокада глазами маленькой девочки, весь мир которой был сосредоточен на доме, бабушке и маме, игрушках и книжках, небольшим углом за шкафом в коммунальной квартире, соседском мальчишке Гарри (вы не поверите – Свинтусове) и призраках умерших родственников, которые населяли квартиру. Ведь когда-то она не была коммунальной и в те времена вон та комната принадлежала Брату Жене, а вон там, где сейчас живут супруги Свинтусовы, есть камин и проходили балы… Девочка камин пока не видела, это бабушка рассказывала. Интересно…
Воспоминания детства в блокадном городе – это лишь часть истории, главная героиня в ней необыкновенная бабушка, категоричная, упрямая, негибкая, со своей собственной моральной системой координат (обман ребенка для нее вещь естественная, а потому девочка шла к зубному в твердой уверенности, что это не больно). Девочка давно выросла, вышла замуж и родила дочек, переехала жить в США, и увезла 93-летнюю бабушку к себе жить. Она ухаживает за ней, присматривает и вспоминает те годы… Блокадный Ленинград.
«Мировые катастрофы бабушка принимала бодро. Она, по-моему, жила не разумом и даже не чувством, а инстинктом и поэтому довольно легко управлялась с иррациональным»
В этой маленькой повести так много маленьких сокровищ. Красивая, плавная, музыкальная речь. Теплые, терпкие и горькие воспоминания. Вопросы без ответов. Чувства и впечатления. Люди. Зима. Голод. Декорации… Я никогда прежде не слышала об этом произведении. И автора тоже нигде не встречала. Я так рада, что благодаря моему неуемному любопытству, изучаю «Иностранную литературу» от корки до корки. В старом польском номере за 2021 год, который я маленькими порциями читаю уже несколько месяцев, на последнем развороте помещен некролог Марине Ефимовой. Писательница, журналистка, она родилась в 1937 году в Ленинграде (повесть автобиографична), работала в издательстве «Эрмитаж» и на Радио Свобода. Постоянный автор журнала "Иностранная литература". Автор некролога среди слов признания упоминает эту повесть. «Через не могу». И меня это так цепляет (всё – сожаление об утрате, знакомство с замечательным человеком о котором никогда прежде не слышала и такое запоминающееся название), что я сразу же нахожу произведение в сети. И читаю…
«Муж как-то утешал меня, что бабушка мне — не наказание, а испытание... Это для меня очень важно, потому что испытание может кончиться, его можно выдержать»
Это еще одна тема, которая задела меня за живое. Ухаживать за очень старым, мнительным, тревожным человеком безумно тяжело. Настолько, что кажется порой – сходишь с ума. И где здесь долг, где любовь, где милосердие, а где пытка, мука, злость – уже не разберешь. Жизнь всегда сложнее, чем очевидное «это же моя бабушка!». И выбор, который ты сделал вполне сознательно (правильный выбор!), может даться очень тяжело…
«А потому что как свой крест несешь?! Разве кресты так носят? Надо, чтобы он как штык стоял, как флаг! А у тебя?.. Клонится, за кочки цепляется... Тьфу, противно смотреть!..»
Эта маленькая повесть из числа тех, что обогащают душу и возвращают веру в себя. И может быть, совсем немного… помогают понять наше общее прошлое.16159