Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Злой дух Ямбуя

Григорий Федосеев

  • Аватар пользователя
    Аноним28 июня 2022 г.

    Неплохая приключенческая повесть, подпорченная советской борьбой с суевериями.

    На гольце (горе) Ямбуй пропало несколько геодезистов и эвенков, и главный герой с радистом и проводником отправляются искать товарищей и выяснять, что вообще случилось. По дороге они встречают кочующих эвенков и проводят с ними пару дней.

    Увлекательно становится со второй половины книги, когда герои уже добрались до Ямбуя: поиски, приключения, ловля на живца. А в первой половине почти сплошь описание природы и быта эвенков. Читать скучновато было по двум причинам: во-первых, автор изъясняется короткими, рублеными предложениями, и из-за этого теряется атмосфера тайги. Человек как будто восхищается природой потому, что так положено. Вряд ли автор лукавит, говоря о своей любви к лесу (иначе зачем бы он о нем писал?), но заразить этой любовью он не умеет.

    Во-вторых, многовато здесь борьбы с суевериями. Точнее, таких выпадов мало, но они поданы в лоб и очень заметны, а в финальное разубеждение старика-эвенка не верится. Верования эвенков описаны исключительно с позиции типичного советского человека, несущего прогресс в массы. Вот вроде нет в этом ничего такого уж плохого (в частности, гг спас девочку с воспалением легких, добыв ей пенициллин), но все равно подача расстраивает. Может, потому, что герой на эти темы разговаривает со стариками, которые уже практически отжили свой век, а не с молодыми людьми, некоторые из которых и так едут в города учиться? Их еще есть смысл разубеждать, а старшее поколение уже просто поздно и бессмысленно.

    Кстати, очень мало внимания уделено именно эвенкийской молодежи. В основном описаны старуха, которая верит в духов скорее по привычке, суеверный старик, и совсем уж ребятня, которых приучают к кочевой жизни и которых старуха очень хочет оставить в тайге. И на протяжении всего повествования идет противопоставление дремучей тайги, духов и современности, прогресса. А золотой середины, аккуратной интеграции не получается, вопрос стоит или-или. Грустно от этого становится, хотя иначе, может, и не будет получаться. Цена прогресса – отказ от вековых традиций.

    А без всех этих раздумий, повторюсь: неплохие приключения в интересной обстановке, все-таки природа, даже не очень хорошо описанная, прекрасна.

    12
    524