Рецензия на книгу
S. N. U. F. F.
Виктор Пелевин
Аноним6 августа 2013 г.Подустав от метафизичной метафизики, Виктор Олегович Пелевин стремительно ворвался на территорию фантастики и футуристики. Здесь мы имеем дело со своеобразной заменой гностики на прогностику. Нетипичной является и фиксация на любовной линии: в "традиционном Пелевине" женщина обычно выступала привязанностью-ловушкой на пути к просветлению, в то время как здесь ее сюжетная роль явно богаче. Помимо тайн женского сердца, неважно, естественного или искусственного (а здесь и тема про искусственный интеллект, материю и сознание, сопровождаемая многочисленными апелляциями к Серлу), центральными темами являются фальшивость и иллюзорность воспринимаемого нами мира (кто бы сомневался), нежные и трепетные взаимоотношения между Первым и Третьим миром (это уже несколько внезапно) и из соединения этих казалось бы не имеющих ничего общего компонент под конец внезапно возникает нечто вроде социально-политического, прости господи, памфлета. Однако градус памфлетности снижает нарочитая гротескность всего и вся, и местами этот гротеск становится столь могуч и непомерен, что переваливается за грань самого настоящего дурновкусия. Это, конечно, заноза в пятке прыткого читателя, но все же дорогу осилит идущий. В целом можно сказать, что S. N. U. F. F. - вещь, может быть, и не стопроцентно удачная, но тем не менее являющаяся довольно неожиданным джокером в портфолио автора.
P.S. Чем еще отличился Пелевин - он угадал с гомофобией за пару лет до того, как она стала государственным трендом.
P.P.S. А вот Серлов "парадокс китайской комнаты" здесь, кажется, интерпретируется неверно. В книгах Пенроуза (кои здесь явно незримо присутствуют) "китайская комната" представляется типичной машиной Тьюринга, которая, как известно человекообразное мышление полноценно симулировать не умеет.
20328