Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эдем

Станислав Лем

  • Аватар пользователя
    krushke26 июня 2022 г.

    Чтобы покорить мир, нужно его сначала назвать

    (возможно, эта рецензия в некотором виде спойлер)

    «Эдем» Лема, на мой взгляд — этакий трикстер от классической фантастики. Спокойный, простой, воспевающий науку и знания, на последних 50-ти страницах он взрывнó, неудобно и пугающе пророчески срывается в антиутопию. От ламповой космической одиссеи, где прогресс торжествует — к страшной гравюре на стене забытой гробницы, несущей предостережение для наших дней.

    Автор описывает мир, где правящая элита, после многих революций и войн за власть, поняла, что только тогда народ покорен, когда не знает о своих поводырях. Когда чужая субъективная воля воспринимается как объективная реальность, набор обстоятельств, происходящих сами собой. Как неизбежная данность, против которой не пойдёшь.

    Общество «Эдема» поверило в непредвзятость искусственного интеллекта, принимающего взвешенные рациональные решения, не подумав, что есть те, кто создал этот интеллект и, что важно, настроил его — ввёл базовые параметры, приоритеты, законы. И, к сожалению, это оказались не гуманно-ориентированные законы робототехники Айзека Азимова. Всем как-то кажется, что эти законы — непреложная данность, но это не совсем так работает: у робокопа, знаете ли, тоже были свои законы, только писал их не человек великого ума, познаний в биохимии и родом из России, Смоленской губернии, а корпоративные юристы, защищающие интересы понятного кого. Что вышло, можно пересмотреть — Верховен отлично работал в 1980-х. Похожее случилось и в «Эдеме».

    Станислав Лем в своём романе показал, что получается, когда «мандат неба» попадает в руки людей / существ, чуждых морали и сопричастности своему виду, роду, ради власти готовых делить его на биологические касты, секты, племена, принудительно менять, имплементируя изменения как естественные (привет, небинарность и полигендерная матрица); изменять, сращивать, коверкать. Лем называет это «прокрустикой». Кто не помнит, Прокруст был владельцем особой кроватки: тебя в неё вежливо укладывали, а если не вписывался — рихтовали. Уродился длиннее ложа — отрубаем лишнее, короче — подгоняем под размерчик с помощью дыбы. Впитав образ мира «Эдема», понимаешь, что прокрустика, она уже здесь, с нами. Вот она, распускается буйным цветом.

    Читая, вспоминал Конфуция. При чём он тут? А вот. Лем в книге выводит простую максиму: «Чтобы покорить мир, нужно его сначала назвать». То есть, дать имя — облечь в форму слова, поняв смысл предмета / явления. Невозможно покорить то, смысл чего не понимаешь. Без имени (словоформы, отражающей смысл и факт существования предмета) предмет использовать невозможно — нечем управлять, не на что воздействовать. А неправильное понимание придаёт и неправильную форму (имя).

    Так вот, в своё время Конфуций говорил о том же. Когда-то его спросили:

    — С чего Вы начнёте управление государством?

    — С исправления имён, — ответил Учитель. — Если имена неправильны, то и слова неверны. Если слова неверны, то и дела не делаются. Если дела не делаются, то не звучит ритуальная музыка. Если музыка не звучит, то наказания не соответствуют провинности. Если наказания не соответствуют провинности, то народ не знает, куда приложить руки и ноги. Поэтому цзюньцзы называет вещи своими именами.

    Герои книги назвали мир Эдемом, и не смогли его покорить — наоборот, это мир чуть не покорил их. О чём у автора вышел прекрасный роман.

    1
    243