Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Good Earth

Pearl S. Buck

  • Аватар пользователя
    Аноним26 июня 2022 г.

    Было интересно прочитать книгу, действие которой разворачивается в Китае и написанную американской писательницей, детство и юность которой прошли в этой стране. С одной стороны, она все же западный человек, с западным мышлением. С другой – она хорошо знала и понимала менталитет и образ жизни китайцев. Такое сочетание часто формирует более объективный взгляд, чем взгляд чисто западного или чисто восточного человека.

    Главный герой романа – китайский крестьянин Ван-Лун. Тяга к земле у него присутствует на каком-то генетическом уровне. Все его надежды и устремления так или иначе связаны с землей. Не зная усталости, он готов трудиться на ней с рассвета и до заката. Ван-Лун не мучает себя вопросами о смысле жизни, его совершенно не волнуют какие-либо общечеловеческие проблемы, его душа не мечется в поисках ответов на важные для него вопросы. О четко знает, чего хочет – владеть землей, стать богатым и уважаемым человеком. Ради достижения своей цели он готов даже на грабеж и его совершенно не волнует этическая сторона дела, он думает исключительно о том, что на эти деньги можно купить много разных семян, вола, инструменты, необходимые для обработки земли, да и сами земельные угодья можно значительно расширить.

    В книге хорошо показано, насколько непостоянна и непредсказуема жизнь крестьян. Засуха или наоборот, обильные дожди, наводнения, набег саранчи – и весь урожай погублен, а значит, семья обречена на голодную смерть. Нужно иметь очень много земли, чтобы запасов с собранного урожая хватило на несколько неурожайных лет. Многие семьи разорялись, и чтобы выжить, были вынуждены перебираться на юг, в более благополучные и сытые районы. Не избежал этой участи и Ван-Лун, но благодаря случаю, он завладел приличным стартовым капиталом, а знания и трудолюбие довершили дело – Ван-Лун стал самым богатым землевладельцем в округе. Начав свою взрослую жизнь бедным, робким, всеми презираемым бедняком, он быстро стал тем, кого у нас когда-то называли «кулаки».

    Отношения к девочкам в Китае хорошо известно. Девочки – вынужденный балласт, гордятся только сыновьями. В книге по отношению к девочкам часто используется слово «рабыня», люди или с радостью сообщают, что у них родился сын, или горько сокрушаются, что произвели на свет «рабыню». Хорошо еще, если девочка родилась в состоятельной семье, ее выдавали замуж за обеспеченного человека и ее жизнь была хоть и скучна, но не тяжела. Хуже приходилось девочкам из семей бедняков. Будучи не в состоянии прокормить всех своих детей, девочек в самом прямом смысле продавали в рабство в богатые дома, где с ними могло случиться все, что угодно. Именно среди таких рабынь, бедняк Ван-Лун когда-то получил свою жену. Слово «получил» тут не случайно, потому что ни о каком выборе речи не шло. Ван-Луну нужна была здоровая работящая жена, не рябая и не с заячьей губой, для ведения хозяйства и рождения сыновей, но он был настолько беден, что другие крестьяне не горели желанием породниться с ним. Вот и пришлось Ван-Луну обратиться в богатый дом и попросить подыскать ему жену среди рабынь.

    Благодаря упорному труду Ван-Лун сколотил приличный капитал и стал крупным землевладельцем. И если с капиталом все хорошо, трое сыновей Ван-Луна найдут, как им распорядится, то вот с землей все гораздо хуже. Она им просто не нужна, все трое видят свое будущее совершенно иначе, чем их отец.


    Конец семье, если вы начнете продавать землю, — сказал Ван-Лун, задыхаясь. — От земли мы ведем начало и в землю должны лечь. И только владея землей, можно жить: землю никто не украдет у вас.
    И скудные старческие слезы высохли у него на щеках, оставив на них соленые пятна. Он нагнулся, взял горсть земли и, держа ее в руке, пробормотал:
    — Если вы продадите землю, — это конец.
    24
    468