Рецензия на книгу
Пять повестей
Джон Фаулз
Аноним5 августа 2013 г.Сборник странных рассказов, убегающих мыслей, дыханий.
Кольцо от "Башни из чёрного дерева" - к "Туче": от одной до другой растворённой в воздухе жизни, надежды, любви. Исчезание, потеря - лейтмотив каждого рассказа в сборнике, но первый и последний возводят упущенное до щемительной метафизики.
"Башня из чёрного дерева" - потеря через обретение, обращение; окончательная и неисправимая, как любая капитуляция "я" перед обстоятельствами.
Рассказ-сказка "Элидюк" - идеальная потеря, добровольная потеря для вечного обретения. "Бедный Коко" - потеря слов, так поспешно и сбивчиво, утомительно и густо застивших героя.
"Энигма" - исчезновение; снова добровольное и почти счастливое, зерно беззаботного плотского счастья, заброшенного в чужой неприбранный сад.
"Туча" - мучительно-сладкое исчезновение, в чём-то сходное с русалочьей смертью; морская пена, горные травы, сок неизбывного одиночества.Они оставляют странное впечатление, эти рассказы; ярче всего картинка - что-то от прерафаэлитов в "Башне из чёрного дерева", ренуаровское мерцание, а также самим Фаулзом помянутый Сёра - в "Туче". Лица крупным планом - в "Энигме" и "Коко".
И ещё - лето. В запахах солнца и трав, дуновениях дня и ночи, стрекоте, звоне, всплесках воды, голосах.
Хрупкое лето, тоже вечно ускользающее от нас. Летом время особенно быстро скользит сквозь пальцы, тает, оставляя ароматные следы.И, не пытаясь удержать - стоит чувствовать, чувствовать: вот для чего это всё.
Ибо летнее время в силах сточить любую башню.332