Рецензия на книгу
Swimming Home
Deborah Levy
Аноним25 июня 2022 г.Подводные течения поэзии, подсознания, жизни... или Когда возвращение домой синонимично уходу из видимого дома
Хорошо же на Лазурном Берегу, когда ты известный английский поэт, у тебя красивая успешная жена, дочь-подросток тебя понимает и любит, ты приехал на лето отдыхать на вилле на юге Франции с друзьями... Вот только однажды в бассейне появляется голая рыжеволосая поклонница, знающая каждую строчку каждого твоего стихотворения, чувствующая твой каждый шаг и предугадывающая твой каждый поступок... И тебе предстоит прочитать одно её произведение, оценить её, но ты боишься, вдруг это изменит всё, что ты привык считать самим собою.
После чтения этого романа понимаешь, что слова могут скрывать гораздо больше, чем то, что написано, а мысли способны проникать сквозь материю и пространство.
«Заплыв домой», Дебора Леви, Эксмо, 2018.Я ранее читал книгу Деборы, которя попала в шорт-лист Букеровской премии, — «Горячее молоко» (мой отзыв здесь), она меня впечатлила смесью древнегреческого и психологически тонкого взгляда на мать и дочь, на смещение ролей. «Заплыв домой» тронул меня даже больше и глубже. Наверное потому, что эта история так неожиданно и ярко вскрывает каждого из героев — всё благодаря странной девушке из бассейна, Китти Финч.
Жаркий июль 1994 года, поэт Джо Джейкобс с семьёй и друзьями арендует виллу недалеко от Ниццы. Тело, которое они видят в бассейне, один из героев принимает почему-то за медведя. Но это голая девушка, ботаник, рыжеволосая красавица, которая любит растения и животных. Ей отдают гостевую комнату, но оказывается, она давно спланировала тут оказаться и предложить поэту почитать и оценить её стихи под заголовком «Заплыв домой».
Рассказывать сюжет этой книги бессмысленно, это как пересказывать стихи Бродского или Одена или Уитмена... Эта книга наполнена иным ви́дением мира, она весьма кратка и лаконична, словно написана тоже в поэтическом стиле, а не в прозе. Эдакий роман/повесть с зарифмованным сюжетом (повторения строк, смыслов, абзацев), с проникающим в тебя эффектом, словно семя, которое даёт по ходу чтения всходы.
«— Это нечестно, когда ты даёшь мне своё стихотворение и притворяешься, что хочешь узнать моё мнение о его литературных достоинствах, тогда как на деле ищешь причины жить. Или причины не умирать.
— Ты тоже ищешь причины жить»Это история мальчика, которого родители (польские евреи) отвели в лес во время немецкой оккупации... И больше он не видел ни родителей, ни сестры. История поэта, истинного имени которого никто кроме родных не знает. Человека, который на краю платформы метро или на краю моста думает о совсем другом... О девушке, странной и обнажённой, говорящей с самой собой посреди горстки городских бомжей, говорящей с цветами, с животными, словно новой Еве, дающей жизнь... Или смерть? История дочери поэта, обретающей свою женскую суть, которая находит словно свою сестру/мать/подругу в этой странной девушке. История отсутствующей матери, известной военной журналистки, которая оттеняет своим гламурным образом все те ужасы войны, голода и лишений, о которых вещает с экрана...
Почитайте эту на самом деле не такую простую книгу, какой она кажется на первый взгляд, расшифруйте образы и символы, прочитайте как стихотворение... Как признание в любви к себе, к природе, к миру... И окажется, что метафора "вернуться домой" очень многогранна и порою драматична...
«Я знаю, о чём ты думаешь. Жизнь стоит того, чтобы жить, лишь потому, что мы надеемся, что когда-нибудь всё наладится и мы вернёмся домой целыми и невредимыми. Но ты не вернулся домой невредимым. Ты вообще не вернулся домой»5315