Рецензия на книгу
Конец романа
Грэм Грин
cadgoddo4 августа 2013 г.Когда-то я прочитал роман, потом посмотрел фильм, а теперь опять взялся за чтение. Будучи отягощенным романом Мэдокса Форда "Солдат всегда солдат", я уже немного иначе смотрел на вещи.
Да. Мужчины тоже могут ТАК любить. Всё рвётся на части к чёртовой матери.
Главный герой, он же рассказчик, Морис Бендрикс работает профессиональным писателем. Оцените сразу все эти постмодернисткие (рановато ещё вроде) штучки, когда история развёртывается прямо из разума новеллиста, о котором пишет новеллист Грэм Грин, но который Грэмом Грином отнюдь не является. Давно было подмечено, что безумная любовь - отнюдь не то, о чём Грэм любит писать. Тем не менее, написал. Бендрикс анализирует и интерпретирует свой мир так, как будто тот является вымышленным. Он так привык мыслить. Вся эта эквилибристика существенно помогает нам понять и научиться танцевать дьявольский танец любви, ненависти и веры.
История начинается в 1946 году, два года спустя после конца романа Бендрикса с Сарой Майлз, женой его знакомого, Генри Майлза. Бендрикс уязвлен и ранен, ведь Сара порвала связь без каких-либо объяснений. Всё, что в таких случаях приходит в голову: есть другой любовник, она ушла к нему. Морис уверен, что Сара не вспомнила вдруг о брачных обетах. Морис уверен, что Генри так ничего и не знает. Роман полон разнообразных иронических поворотов сюжета. Первый из них - это когда Морис встречает Генри под дождём, а тот, оказывается, решил нанять детектива для слежки за Сарой. Есть причины, так сказать. Это неприглядное дело Морис берёт на себя. Частному детективу Сэвиджу он представляется, как брошенный любовник. Да, бывает так, что правда легко срывается с языка.
В дело вступает помощник Сэвиджа - Паркис. Это - примечательный человек. В беседах Бендрикса и Паркиса проходит немалая часть всего произведения. Мне, вообще, очень нравится эта способность некоторых писателей (русских среди них мало) очень деликатно смешивать жанры. Вроде бы трагедия, мелодрама, чёрт возьми, а вот появляется некоторая комичность. Всё дело в контрасте между немного "заумной" образованностью Бендрикса и немного вычурной жаргонной речью Паркиса. У Грина даже в мыслях нет кого-то сатирически обличать. Сатира - это дело Ивлина Во))). Просто с большой теплотой описывается, как сравнительно недалёкий Паркис оказывает ключевое гуманистическое влияние на Бендрикса, то есть делает человека из этого раненого зверя. Читать их беседы было для меня большим удовольствием.
Повествование разделяется на две временные линии. Бендрикс периодически что-то вспоминает о связи с Сарой, начавшейся вместе со Второй мировой. Надо сказать, что делает это он крайне неохотно и не может толком сконцентрироваться. Воспоминания разогревают гнев. Вопрос ещё в том, как Сара понимает свою неверность... Тут я заканчиваю описывать сюжет для тех, кто не читал. И так много сказал. Скажу лишь, что ответ на вопрос "Почему она меня бросила" шокирует Мориса до крайней степени. И меня бы тоже шокировал... В конце поста - чудовищный спойлер.
Прототип Сары - леди Кэтрин Уолстон (девич. - Кромптон) (1916-1978). Бендрикс - сам Грэм Грин.
Если вы "не в теме", то за вами выбор - смотреть фильм или читать книгу. Я, конечно, советую пойти по моему пути (книга-фильм-книга), но не уверен, что у вас есть так много времени. Иногда мне кажется, что времени нет ни на что, даже на любовь. Но это не так.
Сара Майлз - центральный персонаж романа. Она разрывается между верностью к Богу и верностью к любовнику. !!!! Представьте эту ситуацию! Бедный Морис, он и не догадывался, кто его соперник...
Один из лучших романов, который я когда-либо читал. Один из лучших фильмов, который я когда-либо смотрел.
1744