Рецензия на книгу
Пассажир
Жан-Кристоф Гранже
Аноним21 июня 2022 г.“Пассажир” - типичная для Гранже книга с повествованием, ведущимся от лица двух (реже - трех) персонажей, с детальными описаниями людей, обстановки, где главный антагонист появляется в конце, а убийства имеют связь с мифологией.
Сюжет схож с “Империей волков”, написанной тем же автором. У главных героев обеих книг есть проблемы с памятью, они думают, что страдают безумием и пытаются самостоятельно найти причины. В обоих случаях замешаны военные структуры, которые ведут разработки средств, способных контролировать разум человека. Героини - женщины, пережившие травмирующий опыт и стремящиеся к мести. Если в “Империи волков” было несколько второстепенных персонажей, которые помогали в расследовании, то в “Пассажире” протагонисты в одиночку пытаются справиться со всем, а затем объединяют усилия, что уже напоминает сюжет “Пурпурных рек”.
Больше всего в книгах Гранже мне нравится то, как он подробно описывает предметы, фон, людей с использованием специализированных, узконаправленных терминов, очень познавательно. Единственным минусом такого подхода, на мой взгляд, является красочное изображение трупов и обрисовка пыток, но это дело вкуса, другим читателям это может показаться полезным для понимания мотивов убийцы.
Еще одна особенность книг этого автора заключается в том, что персонажам несказанно везет - нужная дверь осталась открытой, оружие противника дало осечку, в поезде оказался знакомый, который делится информацией. У преследователей, владеющих данными о предыдущих “личностях” героя, было много шансов убить его, но вместо этого они медленно плелись за ним. Таких случайностей так много, что история выглядит больше фантастической, нежели детективной, что считаю главным недостатком “Пассажира”.
Помимо этого, появилась намечающаяся любовная линия, чего не было в более ранних произведениях Гранже, а также удивили представления автора о том, что значит “уйти в работу с головой”:
В то же время в этой истории не было ничего болезненно-извращенного. Если бы он познакомился с Анной Марией за стенами больницы, то мгновенно влюбился бы в нее.
Она писала раны и язвы — черные, заскорузлые, отталкивающие — на красном фоне. Иногда она, по примеру Лючио Фонтаны, резала свои полотна шпателем. Разглядывая эти работы при свете дня, Матиас твердил себе, что Анна Мария — одна из самых опасных пациенток больницы. А по ночам бежал, отворачивая взгляд от ее картин, к ней в палату.
Эти ночи выжгли его дотла. Страстные объятия в запертой на ключ комнате. Таинственные, вдохновенные, колдовские ласки. Бредовые речи, жарким шепотом произносимые на ухо.
Утомленный любовью, он заснул. На какой-нибудь час, может, даже меньше. Но когда он проснулся — часов около трех ночи, — тело Анны Марии висело над кроватью. Она повесилась. На его ремне.
Он дал себе слово, что больше не сблизится ни с одним пациентом. Что больше никогда не уйдет в работу с головой.
Затем заперлась в сортире и спрятала добычу в анусе, как делали все перед тем, как двинуться домой.
Всю обратную дорогу она ощущала у себя внутри присутствие яда. Вот тогда-то ее и посетило чувство, что она не только душой, но и телом предана своему делу. Она не внедрялась в преступный мир — преступный мир внедрялся в нее. Конечно, она никого не арестовала, поскольку не обладала на чужой территории никакими полномочиями. Она просто немного пожила их жизнью. С тех пор она дала себе слово, что всегда будет работать только так и не иначе. Отдаваясь расследованию целиком, от макушки до пяток. И больше ей ничего не нужно.Если не считать эти странности, несколько нестыковок и многочисленные чудесные совпадения, книга мне понравилась, интрига сохранялась до конца, как и интерес к сюжету. Читателю, которому нравится стиль Гранже, эта книга придется по нраву.
Содержит спойлеры4233