Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним21 июня 2022 г.Книга на все времена
Впервые прочитанный в 2018 году роман Виктора Гюго «Человек, который смеётся» по-прежнему остаётся одним из самых значимых произведений в моей жизни, впечатление о котором, как и ожидалось, не изменилось и после перечитывания. До сих пор помню, как после первого прочтения я несколько дней была сама не своя, не могла собраться с мыслями и сформулировать их так, чтобы полностью охватить всё разнообразие чувств, испытываемых мною во время чтения. Я несколько раз в нерешительности подходила к лежащему на столе белому листу бумаги и неуверенной рукой бралась за карандаш. Крепко сжимала его, словно в нём были сосредоточены все важные слова, которые так и норовили вырваться наружу. Согласно законам физиологии, чем сильнее я его сжимала, тем быстрее ослабевала моя хватка. Минута-другая, и карандаш выскальзывал из моих рук, с громким стуком падая на стол, а за ним следом ускакивала и сама мысль, как камень по водной глади, оставляя после себя лишь лёгкую рябь и волнение.
Эта история безжалостно разбила мою душу на сотни мелких осколков, а затем собрала их вновь, заполнив трещины безграничной любовью. Много воды с тех пор утекло, но эта любовь к произведению и его автору по-прежнему теплится в моём сердце. Спустя время начинаешь ощущать её ещё сильнее. Перед глазами открываются новые, доселе незамеченные детали романа, а герои становятся ещё ближе и роднее.
Книга повествует о непростой, полной волнений и тяжких потрясений судьбе главного героя по имени Гуинплен, в детстве ставшего жертвой торговцев детьми – компрачикосов, которые «одарили» его рваной улыбкой от уха до уха. Обезображенный, обманутый, лишенный титула и покинутый всеми в лютую зимнюю стужу он избежал не только своей гибели, но и сумел спасти повстречавшуюся на его пути малютку Дею от цепких лап холодной смерти, всё же лишившей девочку зрения. Позже они нашли пристанище и семью в «Зелёном ящике» – повозке философа Урсуса и его верного волка Гомо.
Все четверо вели кочевой образ жизни, странствуя по разным городам Англии и зарабатывая себе на пропитание театральными представлениями, в которых Гуинплен был главной действующей фигурой. Они пользовались несказанным успехом и вызывали бурю эмоций у простого народа. Казалось, герои обрели своё счастье, но главной трагедии ещё только предстояло разразиться и разрушить их крохотный мирок, подвергнув очередному испытанию всех членов семьи.
Больше всего меня поразило то, что Гюго не боится открыто и красноречиво выражать своё мнение о высших слоях общества, смело указывая на их немощность. Его слог, наполненный метафорами, яркими образами и сравнениями, задевает за живое. Особое место в книге занимают размышления автора о жизни и смерти, мудрости и безумии, грехе и невинности, подлости и великодушии. Такая страшная вещь, как смерть, перестает восприниматься трагически, взрослые в этой книге возвращают чистоту и спокойствие детских душ.
Стоит ли говорить, что я сроднилась с каждым из героев. Мне полюбился Урсус с его философскими изречениями, из которых можно было почерпнуть что-то важное для себя, и вечно недовольными упреками в сторону Гуинплена и Деи, за которыми на самом деле он лишь скрывал свои истинные, полностью противоположные чувства к ним. Ирония, с которой он так колко отзывался о лордах, королях, пэрах и прочих представителях знати, вызывала улыбку на лице. Невинный образ Деи и образовавшаяся между ней и Гуинпленом духовная связь явились для меня воплощением самой настоящей любви – романтической, чистой, возвышенной.
Гуинплен же, наделённый устрашающим обликом, поразил меня тем, что сумел сохранить в себе человечность и не сломился под натиском жестокого общества. Он – яркий пример тех издевательств и преступлений, которые совершали высшие сословия над простым народом, поэтому смело смеётся над ними: «– Зачем я явился сюда? Затем, чтобы повергнуть вас в ужас. Я чудовище, говорите вы? Нет, я – народ. Я выродок, по-вашему? Нет, я – все человечество. Выродки – это вы. Вы – химера, я – действительность. Я – Человек. Страшный "Человек, который смеется". Смеется над кем? Над вами. Над собой. Надо всем. О чем говорит этот смех? О вашем преступлении и о моей муке. И это преступление, эту муку он швыряет вам в лицо. Я смеюсь – и это значит: я плачу».
Если меня когда-нибудь попросят назвать книгу, перевернувшую мой внутренний мир, одной из первых я, без тени сомнения, назову «Человек, который смеётся».
4506