Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Невеста Ноября

Лия Арден

  • Аватар пользователя
    Аноним19 июня 2022 г.

    Недожато — гимн данной истории

    Начну с того, что "Мара и Морок" (дилогия) мне понравилась, поэтому я ждала возможности купить "Невесту ноября". Обложка очень красивая, художнице Дарье низкий поклон! Но, как оказалось, иногда наши ожидания - это наши проблемы) Я не знала, что это первая книга автора, ну да не суть.

    Давайте вкратце, что там по сюжету:

    Ноябрь победил зимние месяцы и теперь батька аж четырех в году. Как следствие, зимы нет вот уже 200+ лет. Всех зимних детей оставляют в Запретном лесу (где в центре всегда зима и живет колдун), приносят в жертву, так сказать. Гг у нас Яра, княжеская дочь (младшая), которую чуть не отдали в тот самый лес во младенчестве. Точнее, она выжила в лесу, а утром ее вернул отец-князь. Выжила не без помощи колдуна, с которым затем по истории сталкивается, чтобы попросить о помощи, больного отца исцелить. Колдун, живущий в том самом Запретном лесу, ставит ей условия, но позволяет вылечить отца. Яра по итогу выполняет все, что колдун у нее просит, а вот уйти из Запретного леса не может. Нет, не по вине колдуна.

    В лес ее загоняют слуги Ноября.

    Что здесь происходит?

    По героям, думаю, смысла распинаться особо нет, все мои мысли о них ниже. Разве что Исай-тролль (младший князь-жених сестры гг) понравился в начале. Дальше он стал просто персонажем-функцией. Ну или фоновым — кому как нравится больше.

    Что понравилось:

    1. Лия Арден умеет в атмосферу, умеет описать зиму так, что хочется туда. Она умеет в красивости.

    • Лия Арден умеет преподнести лор (даже кусочки) так, чтобы заинтересовать. Сама концепция, идея — очень круто. Особенно от всяких сказок, которые рассказывает Яре няня, мурашки аж были.
    • Автор старалась в такой былинный стиль, чтобы чувствовалась атмосфера Древней Руси. У нее получалось! Мне заходило. Странновато поначалу, но заходило. Ближе к концу, правда, Лия Арден сдалась и забила на этот стиль. Жаль.
    • Пояснение про снегирей. Яра видит их и думает, что они считаются вестниками зимы, хотя их можно встретить в любое время года — автору зачет.
    • Понравился поворот с тетивой. Было очень неожиданно. А еще зашел поворот с колдуном и вообще со льдом. Этого я тоже не ожидала, автор умело использует чужие ожидания и размазывает их о сюжетные повороты. Круто!
    • Гг не всесильная, хотя я ожидала, что стреляет из лука она мастерски, а по факту нет. С одной стороны, здорово, что автор не наделяет героиню прямо суперкачествами, но с другой, иногда это приводит к глупым поворотам типа беспомощности гг в лесу или тех же беспомощных мар в "Маре и Мороке".
    • Если одни пытались в сказку и ее атмосферу (привет, "Терновая ведьма"), то другие на раз-два ее сделали. Есть здесь что-то сказочное, прямо вот как в русских сказках. Нравится. У Лии Арден атмосфера — однозначно сильная сторона.

      Маленькое отступление: книга визуально тонкая, шрифт большой, а страниц 440... Магия Руси-Матушки, не иначе.

      Что зацепило и не отпустило:

      1. Начнем с гг: Яра у нас дама как бы кроткая, а как бы и нет. Делает все по правилам — с ее слов. И за все привыкла извиняться. Да-да... Княжна. Ее чморят из-за того, что родилась она на самом стыке ноября и декабря. Да, я поняла, что она очень особенная, но иногда это доходит до абсурда: она сама убирается в комнате, сама одевается и сама заплетает себе волосы. САМА. КНЯЖНА. Более того, она умеет готовить 100500 позиций из меню. Откуда? Не объяснили. Еще она сама кладет себе еду за столом на пиру, ну допустим. А еще Яра сама идет в город без сопровождения. Ну... ок, что ли.


    Вы не забыли, что она делает все по правилам? Так вот, забудьте. Яра с другом детства тайком ходят в лес стрелять из лука. А к концу гг перестает быть кроткой и совершенно внезапно становится Агатой из "Мары и Морока", чей девиз "слабоумие и отвага". У Яры пунктик: "Ничего никому не скажу, сама пойду делать глупость". И он повторяется из раза в раз.

    2. Яра не такая красивая (по ее мнению), как сестры, хотя они похожи. Опять тот же синдром, что в "Маре и Мороке") "Я гг, я некрасивая, но описываю себя красоткой. Не, вы не подумайте, вон сестра/сестры красивее, я не Мэри, честно!" Гг не будет хвалить свою внешность, это будут делать все остальные)))

    3. Сестры гг (которые ее чморят) почему-то посылают Яру за венками, а не личных служанок. Ну ладно. Яра это объясняет тем, что они должны были сами сделать венки, но поленились + Яра для них и так служанка. Хотя гг говорит о венках отцу спокойно. В чем прикол, кроме как показать "унижения" Яры, я без понятия.

    4. Можно вечно смотреть на три вещи: как льется вода, как горит огонь и как спорят, декабрьская Яра или ноябрьская. Поистине, диспуты на тему дня рождения главной героини на протяжении 18-ти лет это ооочень важно!!! Персонажи так часто спорят об этом, что начинает все это казаться фальшивым.

    5. Кстати о фальши: за гг приударяют все, вот вообще все доступные мужики, кроме отца и стражи :D Просто ни с чего, когда автор нас убеждает, что Яру сторонятся из-за черных волос и этой всей темы с декабрем. По факту же не сторонится никто.

    6. Яра очень любит уточнять все трижды, а то и четырежды, с благословения автора.
    Например: знахарь упоминает живую воду, которая, по сказкам, является снегом в Запретном лесу. Яра переспрашивает три раза, точно ли снег = вода.

    Был еще пример конкретно с лором про месяцев. Точно так же информация повторялась четырежды. ЧЕТЫРЕЖДЫ.

    Вещь, что меня насторожила: гг называет свою няню женщиной чуть за сорок. Полезла я в поисковик, как там на Руси жили. По некоторым источникам, долгожители были нормой — ок. А тот же Пушкин писал про свою няню "старушка", а ей тоже 40+ было. Кому верить? Но я закрыла глаза — фентезийная же Русь, ок.

    7. Лия Арден очень любит описания. Одежды. Каждого героя, абсолютно каждого, она описывает с точки зрения одежды в мельчаааайших подробностях! Гг надела кокошник? Ждите огромный абзац в полстраницы с его описанием. Гг увидела отца? Вот вам еще абзац, как он одет, какая вышивка на его сапогах, какой они длины, какого цвета штаны и т.д. Ну и волосы там, глаза, борода... Вот это вот. Топорные описания внешности. Гг увидела друга детства? Вот вам еще несколько абзацев, наверните. Автор описывает каждого встречного-поперечного, да так, что начало уже серьезно напрягать и утомлять. Один раз автор вообще описала женщину, указав цвет ее платка. И все. Это все описание человека. Сильно. Под конец описание всех месяцев ограничилось цветом волос и глаз — максимум топорности.
    В экшн-сцене, когда на гг летит топор, автор обязательно опишет топор, потом его поймает, а потом еще раз опишет! Динамика невероятно сильно сбивается. Но это еще не все...

    8. Лия Арден очень любит объяснения. Все, что приколочено и не приколочено, она поясняет, причем самым неестественным образом.

    Просто приведу пример, вы все поймете (небольшие спойлеры):

    Гг встречает друга детства (это Илья) в конюшне. Тут же повествование жестоким образом стопорится, и нам автор через Яру объясняет, кто такой Илья, какие у него терки с отцом, как Илья выглядел в детстве и как сейчас, как они с гг познакомились — да-да, в подробностях! А затем описывает самого Илью. И его одежду. Спустя пару страниц (или не пару) нас возвращают в повествование, нооо для еще бОльших объяснений! А фигли вы хотели?

    Гг требует ответа от Ильи, что он делал возле ее комнаты ночью. Тот отбрехивается, что работа была, а она переводит тему: тычет в его амулет на шее и спрашивает, почему Илья не обновит его (очень твердая в своих требованиях гг).

    Абзац с описанием медальона из металла.

    Тут же Илья выдает следующее (привожу отрывок из его ответа):

    — Это мой мартовский оберег. Многие обновляют их несколько раз на протяжении жизни, но этот спас мне жизнь.

    Максимально не вымученные объяснения. И повторы)) Зачем он рассказывает Яре, которая и так живет в том же мире, о данном факте? Ну понятно зачем.

    Яра касается медальона. Абзац #2, тоже описание медальона из металла! Опять!

    Потом Илья выдает, что однажды пошел в Запретный лес и чуть там не помер — вот просто так говорит. Че к чему. Я, в принципе, понимаю, что он развивает тему с удачей амулета, что тот ему жизнь спас,

    но эти огромные описания просто действуют, как амнезиак.

    И начинается рассказ, как он заблудился в Запретном лесу однажды. Границы этого леса, так скажем, под протекцией альфа-Ноября, а в центре всегда зима. Это единственное место, где она есть, а Ноябрь типа не дает ей распространяться за пределы леса. Как доказательство унижения Декабря. В центре, в общем, живет последний декабрьский колдун (любовная линия). Его все боятся. Он как бабай. Только красивый.

    И вот мы получаем описание леса #2. А описание уже было от лица няни. И, кажется, самой гг. Ну хватит, может?.. И сомневаюсь я что-то, что друг детства не рассказал бы о своих приключениях раньше.

    Просто насквозь фальшивые объяснения через диалог, как википедию прочитала. Не надо так.

    9. Илья. ЧТО С НИМ НЕ ТАК? Непуганый и нестреляный, честное слово.

    Сын местного воеводы просто позволяет себе дерзости в отношении младшего князя, Исая. И последний ему прощает все! Ну как это?! Да, Исай сам ведет себя нахально, но он КНЯЗЬ, а Илья ХРЕН С ГОРЫ. Он, видимо, очень хочет осложнить отношения между княжествами.
    Но и на местных князьях Илья не успокаивается.
    Когда он узнаёт,

    кто такой колдун, когда встречает Апреля и Марта,

    думаете, он как-то меняет свое отношение, пугается там, не знаю, сторонится кого-то из них? НЕТ. Он все так же грубит

    колдуну, наезжает на месяцы.

    Да что с ним, блин? Сначала это был младший князь Исай, потом он шутил, пока убегал от

    ноябрьских лис (которые почти убили Яру),

    а теперь он злит

    колдуна.

    Что с ним не так?!

    10. Некоторые особенности автора.
    Например, всё измерять по времени. Идет гг по лесу 30 минут, затем еще 20, потом 15. Было, нечасто, но было. Выглядело странно.
    Еще у автора была привычка примерно до середины книги писать, что мужские персонажи проводят пятерней по волосам. Причем проводят ею все. Пока не поняла, это реклама шампуня или лака для волос.
    А еще гг постоянно глотает слюну. Мне, конечно, нравилось, что она не бесчувственная и нормально реагировала на события, но от частого упоминания слюней меня немножко передергивало.
    Ну и, конечно, лед в книгах Лии Арден создан для того, чтобы кто-то в него провалился)))

    11. Слепота колдуна.

    Она описана так, будто автор о ней вообще ничего не знает. Что конкретно покоробило:

    Колдун пытается

    напоить лежащую Яру водой, но промахивается. Он мог нащупать ее губы пальцами, раскрыть рот и влить... Но колдун не ищет легких путей. Он зажимает Яре нос и поит водой прям рот в рот! Губами нащупать рот ПРОЩЕ, чем рукой! Но допустим, так как нам же нужен поцелуй, правильно?))

    Еще колдун любит

    готовить, но не мог после потери зрения. А тут Яра ему помогает.

    У меня вопрос... Вот у людей с потерей зрения обостряются другие чувства, а колдун такой особенный, что стал валенком. То есть у него в двухэтажной избе бардак, он даже не потрудился миски помыть, где пробовал что-то готовить, он весь такой неуклюжий,

    даже в рот Яре воду не мог влить,

    но по лесу как-то ходит! При этом он, по его же словам, видит смутные образы. То есть он слеп не полностью! Вопросов еще больше, почему он выставляется таким беспомощным.

    12. Ранения.

    Ощущения от ранений никак не описаны, Яре просто хочется спать. Правдепадобно, как говорится.

    13.

    Зачем Март давал гг кольцо, чтобы ее скрыть от месяцев, если Ноябрь и Октябрь все равно к ней пришли, чтобы за ней понаблюдать? На что оно повлияло?
    Объяснение Ноября зачет:
    Ноябрь: нууу, эээ... Оно сбивало нас с толку! Иногда... Вот...
    А повлияло кольцо только на поворот со льдом, чтобы гг не смогла его с первого раза расколоть. Такое себе.

    14. Немножко орнула на этой сцене (зацензурила спойлер под "он", ессче):

    Яра: Если Илья проткнет его, то тот просто лишится своего смертного облика, а если он проткнет Илью, то Илья умрет!

    И не поспоришь, черт возьми!

    15. Ход автора с Ильей.

    Вроде круто, а вроде и немножко кринж, как по мне :D

    Февраль и Илья соединяются в эдакого монстра Франкенштейна.
    Автор: таким образом, гг достанется сразу два мужика! Я гений!

    Вроде офигенный поворот, ведь намеки были, а вроде и немножечно стремно) Ну да ладно.

    16. Отсутствие экшна в конце.

    Когда он напрашивался, когда ты ждешь махача

    месяцев друг против друга

    ... они начинают говорить. И никакой драки. Жалко.

    17. В самом финале, когда

    Февраль делает так, что метели Яру теперь не достают, люди из-за этого Яру не зовут февральской колдуньей (а напомню, гг была не в почете из-за даты своего рождения и тогда ее чуть ли не декабрьской колдуньей звали), а говорят, что "княжну зима любит".

    Максимально счастливый конец, люди стали добрыми крендельками.

    18. Романтические сцены.

    Иногда они были хорошими, а иногда вызывали легкое ощущение... дискомфорта. Но о них в итогах.

    Премия "ШТО?" (СПОЙЛЕРЫ):

    1. Книги.
    Гг описывает свою комнату и упоминает "несколько книг", которые ей подарил отец-князь, привезя их из других княжеств. Вот это косяк... В Древней Руси книги были настоящими сокровищами. Их писали вручную, в монастырях! Насколько мои знания позволяют, помню данный факт. Изготовление книг было очень сложным процессом, а тут на отвали гг такая: "Батька мне книжки привез". Ага. Пару книг с попаданцами и один ромфант. Объяснений нет. И на это я закрыла глаза. Воля автора же. Ок, что ли. Хотя, по мне, дикос

    • Абрикосы.
    /li>
    Яра идет на рынок, а там продаются АБРИКОСЫ. Может, книгу писал Нетфликс? Это бы что-то объяснило. Чтобы вы понимали, даются прямые намеки, что абрикосы выращиваются на территории княжества, это не заморские товары! Климат у них НЕ южный. В реальности абрикос завезли в Россию в 16-17 веке. Я на многое могу закрыть глаза, но не на такую же дичь! Да-да, может, я капец зануда, но далее
    • Пульс.
    ьс.

  • В Древней Руси друг детства гг проверяет, жив ли человек, первым делом потрогав пульс на запястье. Н
    • Незнание.
    Незнание.
    Остановилась гг напротив других князей/мужчин и думает, что не знает, кто есть кто. Серьезно? То есть до этого ее отец не знакомил хотя бы с другими князьями с перспективой выдать ее замуж за их сыновей?! Она не знает НИКОГО за столом! КАК? Сюр какой-то.
    • Имя.
    никого...
  • Имя.

  • Женихи сестер обращаются к гг по имени. И к князю тоже по имени. Ну ладно к князю, если отношения такие, но к княжн
    • Логика Ноября.
    акая-то.
  • Логика Ноября.

  • Ноября страшно триггерит от з
    • Сцена:
    носит золото на себе. Кек.
  • Сцена:

  • Исай (младший князь-жених) пристает к Яре. Гг оставила венок на конюшне, а это "то же самое, что лишиться девственности" (по местным отзывам я поняла, что до Крещения с девственностью так не носились, но сделаем вид, что это авторское допущение). Илья (ее друг детства) защищает. Исай отваливается. А гг... ГГ ОПЯТЬ БРОСАЕТ ВЕНОК В КОНЮШНЮ. ОЛЛО, ЖЕНЩИНА. У тебя проблемы были именно оттого, что ты ос
    • Еще одна сцена:
    нь вообще ничему не учит.
  • Еще одна сцена:

  • сестры ловят Яру, когда та пытается сбежать ночью, но гг все объясняет, и они в итоге ей помогают. Сестры отвлекают стражу просьбой о помощи, и сра
    • А как вам такое? Выражение "вскидываю взгляд" — сильно) Или "колдун морщит нос при взгляде на Илью". Напоминаю, он слепой. Чорный юмор, я смотрю.
    • Я так и не поняла следующую фразу:

    смотрю.
  • Я так и не поняла следующую фразу:



  • ...эта тварь оказывается умнее. Она (лиса) перехватывает лук, впивается зубами в дерево и мотает оружие из стороны в сторону...

    Чтобы мотать оружие из стороны в сторону, очевидно, что хищник должен взяться за него зубами, логично ведь? Тогда какими еще зубами лиса впивается в дерево и как перехватывает лук? У нее две головы? Непонятно.
    UPD: мне подсказали, что, возможно, "дерево" это материал, из которого сделан лук, то есть лиса впивае

    • Еще сцена:
    Ну тогда логично, хотя и написано непонятно.
  • Еще сцена:

  • Яра "заперта" в центре леса и живет с колдуном, пока с нее не пропадет запах золота, так как на этот запах прибегают злые лисы Ноября, которые пытаются убить Яру. Так вот, Яра слышит Илью в лесу, наступает в лес Ноября и бежит к нему. Вообще без комментариев... На них, конечно, нападают лисы. Итог: колдун снова тратит силы, чтобы отогнать лис, и теперь у него +1 голодный рот
    • Земля под снегом, оказывается, МЯГКАЯ. И остается без пояснений.

      ИТОГО:

      Финал хороший, есть хорошие сцены, атмосфера. Сама идея классная. Поворот в кульминации с колдуном вышел неожиданным. Зашло.

      Не понравилось бесконечное повторение одних и тех же мыслей и чувств, бесконечное описание одежды и оружия к месту и не к месту. Чувства Яры перечисляются, как факт, не проникалась ими.

      Роман — мало. Очень мало, учитывая, что страниц в книге 440 (хе-хе, почти как error404). Не хватило мне ни Ильи, ни колдуна. Слабовато, хотя их взаимодействия были хорошими. Я нидаволен.

      Диалоги между влюбленными вызывали ощущение кринжа временами.

      У всех на глазах Февраль начинает на пиру собачиться с Ярой, когда приходит туда со своими братьями. Никто им и слова не говорит ни во время, ни после! ДАЖЕ КНЯЗЬ-ОТЕЦ.

      Все резко забывают об этом устроенном цирке.

    и после! ДАЖЕ КНЯЗЬ-ОТЕЦ.

Все резко забывают об этом устроенном цирке.
Еще диалог:


Январь: Февраль так страдал без тебя. Я думал, что расставание на несколько месяцев заставит его забыть тебя.
Яра: получилось?

Февраль пришел к тебе свататься и горячо убеждать отца, как он тебя любит. Ну просто а как ты думаешь, получилось или нет?

Дичь.

И подобная дичь раскидана по книге. Не густо, но ощущается. Все, что я уже перечисляла. Те же абрикосы, например. Или золото на ненавидящем золото Ноябре. Я не против выдумки и не говорю, что, мол, вот, должно быть так, потому что это Древняя Русь, по истории было не так. Это ж фэнтези! Автор волен вставлять допущения типа возраста персонажей. Яре 18, сестрам там уже 20+. В реальности (в смысле в те времена) они должны были бы уже выйти замуж и родить детей, а не только-только готовиться к женихам. Это как пример.

Просто должно же это все подчиняться внутренней логике. Как у них вырастут абрикосы в таком климате? Почему чел сам носит золото, если золото его триггерит? Какие-то правила автор нам не объяснила, поэтому мы не знаем, насколько нормально то или иное событие/действие со стороны той же гг. Бывали моменты, да, но они не объясняли то, что я спрашивала. Про готовку, например. Или почему гг никогда в жизни не видела других князей, учитывая ее статус. Если бы книга была сфокусирована конкретно на романе, то я б даже ни о чем не спрашивала, а просто закрыла бы глаза, условившись, что это допущение. Автор же наоборот сделала акцент на раскрытии мира и истории с месяцами, вот и получилось, что недожала.

Непонятки между осенними месяцами и зимними. Вроде подрались серьезно, а потом типа вообще ничего не было, не было 200 лет, не было угрозы для всего сущего. Злодеи-незлодеи какие-то. Я могу понять, но это как-то скомканно все под конец вышло.

И, к слову, по мне, карта местности была не нужна. Действие у нас происходило в одном княжестве и одном лесу. Толку от карты не было. Атмосферность? Ну... с натяжкой. Все равно мне кажется, что она лишняя. Просто не было в ней смысла.

В целом, мне понравилось. Книга средняя. Недотянула романом, гг по ощущениям андроид. Просто недотянуто. По идее это 3, но ладно. Увлекает. Буду ждать еще книг Лии Арден.

6
321