Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Время жить и время умирать

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним16 июня 2022 г.

    Дочитала. С трудом. Читать было тягостно и неинтересно. Роман написан в 1954 году и, видимо, он действительно был хорош описанием страшной войны, раздумьями. Но вот настал 2022 год (не прошло и семидесяти лет!) и снова наступило «время умирать»…
    Надо отдать должное Ремарку, он мастерски описывает чудовищные вещи, которые сопутствуют войне: как пахнет смерть, когда из-под тающего снега появляются мертвецы, окутанные дымом развалины, как медленно поднимается дом и разваливается в воздухе на куски при взрыве, опустошенные лица людей в родном городе, подвергшемся бомбардировкам, и мертвецы, всюду мертвецы, что в России, что у себя на родине. А в это время цветут нарциссы и тюльпаны.
    Но сейчас эти описанные автором картины не новы, мы насмотрелись фото и видео происходящих сейчас страшных событий.
    Описание «времени жить» далось Ремарку хуже. Наверное, это было неизбежно, что двое молодых людей, оказавшихся одинокими в этом хаосе, потянулись друг к другу - «паутинка нежности, покоя, тишины и взволнованности». Любви я тут не увидела, просто хотелось хоть немного тепла и забытья от действительности. «Он хотел зажечь эту лампу, чтобы найти дорогу домой, но он зажег ее раньше, чем дом был построен. Он поставил ее среди развалин, и она не украшала их, а делала еще безрадостней» - это Гребер понял уже, вернувшись снова на фронт.
    Но сцена в уходящем на фронт поезде очень сильная, слезы наворачиваются, когда читаешь это.
    Совершенно не понравился образ Эрнста Гребера, главного героя. Да, ему всего 23 года, прямо со школьной скамьи он попал на фронт и воюет, то в Африке, то в Европе и вот теперь в России. Он как бесчувственная равнодушная кукла, движимая людьми и обстоятельствами. Которой все казалось правильным, но в России, когда началось отступление, он все-таки начал думать. Великая цель? И оборотная сторона этой цели, темная, разрушительная и бесчеловечная. И, наконец, прибыв в отпуск в родной город, увидев его руины, он уже вовсю задается вопросом, где граница между геройством и убийством. Когда перестаешь верить, что оно оправдано? Или, что оно преследует разумную цель?
    Прозревать парень начал, но что с того – обратно на фронт после окончания отпуска он все равно отправился. Гребер не вызвал у меня ни участия, ни жалости. Но Ремарк пытается оправдать его словами пожилого учителя, что юных отравили ложью, когда они еще ни о чем не могли судить. Виновно старшее поколение, давшее распространиться этой чуме. «Что тут виной? Душевная вялость? Равнодушие? Ограниченность? Эгоизм? Отчаяние?»
    Но в общем роман мне не понравился, не вызвал никаких чувств. И, видимо, я не одна такая, сужу по тому, что пятая часть прочитавших его предпочли его никак не оценивать.

    22
    1,5K