Рецензия на книгу
Жизнь способ употребления
Жорж Перек
Аноним15 июня 2022 г.Обыкновенный гомо-шозизм
Обыкновенный гомо-шозизм
Читать всё это, всё то, что в течение десяти лет описывал с аутистской педантичностью Жорж Перек – вещи и людей в вымышленном доме, – смысла не больше, чем читать его же внушительный Указатель имен и названий в конце этого текста. К слову, Указатель – часть этой графомании, – содержит свыше двух тысяч имен и наименований.
Поэтому если вы:
1) не Бегбедер, которому французское издательство заказало книгу французских дифирамбов о первой половине произведений из списка «Лучших книг XX века» по версии Le Monde, составленного, якобы на основе опроса 17 тысяч французов;
2) не честолюбивый филолог или литературовед, желающий составить себе научное имя на малоизвестной и малоразработанной в России области, большей частью, скучной французской литературы;
3) не поставили себе целью прочитать все книги из списка «Лучших книг XX века» по версии Le Monde;
– не читайте!
Сей объемный текст под названием, малосвязанным с его же содержанием, – «Жизнь, способ употребления» – образчик жанра так называемого «нового романа», одним из зачинателей которого и был Перек.
В 50-60х годах прошлого века он и несколько молодых французских писателей с парой-тройкой философов для солидности, которым стало тесно и душно в рамках французского классического романа (а-ля «Человеческой комедии» Бальзака), а на самом деле – понтов ради, решили создать нечто новое, отрицающее самое роман. То есть анти-роман. Ну и пустились кто во что горазд. Перек вот придумал «шозизм» – описывать вещи («chose») без связи с сюжетом, да и без связи между самими описываемыми предметами вообще. Просто ради самого описания вещей. Потом он решил, что и людей можно описывать так же, как и вещи. То есть можно сказать – «гомизм» (от слова «homme»). Вот в результате и получился у него, как я называю, обыкновенный «гомо-шозизм», выродившийся в текст с претенциозным названием «Жизнь, способ употребления».
«Новый роман» и, в частности «шозизм», – это тупиковая ветвь развития литературы, на мой взгляд, по причине бессмысленности письма ради письма. А апофеозом новаторства в духе «нового романа» мог бы стать любой словарь, – например, орфографический, – с произвольным порядком следования словарных статей или же инвентарная опись имущества какой-нибудь обанкротившейся компании. Литературной (в частности).6372