Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ostatnie dni naszych ojców

Жоэль Диккер

  • Аватар пользователя
    Аноним13 июня 2022 г.

    Когда любовь не спасает мир…

    «И не надо думать, будто война, какой бы оправданной она ни была, может быть не преступной. Спросите об этом пехоту, спросите мертвых» – с этой цитаты-эпиграфа из Э. Хэмингуэя начинается не только книга, но и недолгая история Пэла – француза, солдата, патриота, сына своего отца. Его жизнь, как и любая другая, не была рассчитана на войну, но так сложилось, что война вошла в нее, разрушив все, что смогла. А смогла все.

    В книге несколько линий, каждую из которых можно оценивать отдельно: первая - история обучения группы завербованных британскими спецслужбами молодых людей и сложившихся между ними отношений, вторая – история диверсий и сражений, третья – история любви Пэла и Лоры, четвертая – история теснейшей связи Пэла с его отцом, и пятая – история событий, уничтоживших жизнь Пэла и оставшихся непонятыми его друзьями. По факту, в книге всего много, но все это – поверхностно и наивно даже для романа начинающего писателя. И дело не в том, что перед нами романтизация военного времени и непривычные образы спецагентов, рушащие канон военных супергероев, а в том, что на всем повествовании лежит какой-то романтический глянец, почти несовместимый с реальностью.

    Наверное, Ж. Диккеру хотелось показать, что трудно, но можно оставаться человеком в нечеловеческих условиях войны. Дружба группы, проходящей обучение, поведение немца, погубившего Пэла и приходящего к его отцу, должны были, видимо, служить этой задаче, но неправдоподобность происходящего отталкивала от сюжета, в него переставало вериться, поэтому из всех линий я, собственно, отслеживала только одну и, пожалуй, самую своеобразную, – почти иррациональную привязанность Пэла и его отца друг к другу. Я так и не поняла, что лежало в ее основе, почему их жизнь свелась, фактически, только к ней, причем настолько, что долг, ответственность и другие зрелые чувства были положены на алтарь сыновьей любви. Пэла не раз хотелось спросить: «Что же ты делаешь?! Зачем?». отсутствие ответа на этот вопрос превращало сюжет в колосса на глиняных ногах.

    Еще мне показалось любопытным, что истинная подоплека происходящего так и не всплыла для других участников событий, хотя автор сначала кропотливо выстроил, а потом тщательно закольцевал все происшествия этой линии. Удалось ли Ж. Диккеру показать, что ничто человеческое не чуждо никому и никогда? Я не уверена. Меня эта история не убедила, скорее, разочаровала и заставила верить в противоположное, подталкивая к тому, чтобы вырваться из этого неуместного юношеского глянца.

    Но если отвлечься от глубоких смыслов и не искать их в этой книге, то все читается неплохо – примерно так, как смотрится современное лубочное кино о войне, где все страшное и неприглядное вынесено за скобки, будучи превращенным в невидимый миру фон, а на первом плане ослепительно сияют консумеристские сантименты. Можно даже проникнуться витиеватым драматизмом автора и слегка всплакнуть в самых чувствительных моментах.

    31
    1,3K