Рецензия на книгу
La peste
Albert Camus
Аноним10 июня 2022 г.Уходит ли чума навсегда?
Возможно ли превратить целый город в братскую могилу, бесповоротно обесценив человеческую жизнь в сознании общества?
Мыслимо ли громогласно объявить в проповеди, что жертвы сами виноваты в своём уничтожении, и что это пойдет лишь во благо?
Альбер Камю уже видел, как однажды это стало возможным в Европе в XX веке. Он хорошо был знаком с болезнью, которой посвятил свой роман. А потому Камю так напряжённо вглядывается в лица своих героев - обычных прохожих с улиц, тщательно препарируя их души, напряжённо выискивая признаки заражения.
Чума в городе начинается постепенно. Её сначала предпочитают не замечать, затем стараются не воспринимать всерьёз, после боятся назвать болезнь настоящим именем. И произнести вслух это имя страшнее всего, ведь когда болезнь точно определена и слово "нацизм" уже слетело с губ, перед человеком становится пугающий и по истине экзистенциальный выбор: бороться ли ему, спрятаться или принять болезнь? И сопровождает каждый вариант выбора смерть, разница лишь в том, будет эта смерть твоей собственной или другого человека.
Да, писатель тщательно делает вид, что это всего лишь чума. Просто болезнь. Он подробно и, отдать ему должное, точно описывает клиническую картину заболевания, его динамику и формы, пути распространения. Его главный герой настоящий врач, не картоновый персонаж в белом халате с плаката, готовый всем улыбаться и сочувствовать, а уставший и разочарованный в сотнях смертей человек. Который вынужден очерстветь внешне, потому что, как бы не хотелось его пациентам, но жалостью не исцелить все хвори.
"Риэ вдруг отдал себе отчёт, что ему не требуется больше защищаться от жалости. Очень уж утомительна жалость, когда жалость бесполезна…"
Сам Камю старался ни подтверждать, ни опровергать догадки читателей и критиков о том, что в романе иносказательно говорится об идеях нацизма. Но очень уж странная получается эпидемия у автора. Болезнь не может расчеловечить. Люди, которые боятся чумы и отступают перед ней вряд ли напомнят вам предателей, в этом страхе нет подлости. А чума в романе именно такая. И множество других указателей и намёков, как дата (194... какой-то год), странные лагеря для карантина и т.д.
Финал истории многие считают счастливым. Но насколько может быть радостной встреча жертвы и мучителя в суде или насколько счастливая жизнь бывает у вернувшихся с войны солдат? После окончания истории жизнь не завершается на этом, и зло не исчезает после поставленной точки. Оглянитесь вокруг, разве идеи нацизма канули в лету? Послушайте, что говорят стороны нынешнего военного конфликта, понаблюдайте за тем, как развиваются славянские диаспоры в Канаде, например. Да чего далеко ходить белорусу: откройте программы наших горячо любимых оппозиционных либеральных партий... Очень любопытные вещи под соусом "нацыянальнага адраджэння".
Просто "Gott mit uns" трансформировалось в понятное нам "с нами бог". "Германия превыше всего" стала для кого-то "понад усе", а ещё есть многочисленные "жыве", "судьба править миром", "один народ - одна нация". Всё это вокруг нас процветает над вбитым в грязь трупом интернационализма.
Чума очень легко распространяется, и никуда не уходит, её споры лишь спят столетия в ожидании новой эпидемии.
А потому читайте Камю, и будьте чуть проницательнее, чем пишут в ваших телеграм-чатиках.13565