Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гарри Поттер и Дары Смерти

Дж. К. Ролинг

  • Аватар пользователя
    Аноним9 июня 2022 г.

    Отдельный шедевр!

    Последняя книга цикла, возможно, стоит всех остальных вместе взятых. Это отдельный шедевр! Невероятно плотный и глубокий текст, который выводит всю Поттериану на новый, философский уровень.

    С каким кайфом я ее перечитала – не описать. Как первый раз. Конечно, читалось гораздо спокойнее, но оторваться все равно невозможно, все равно волнуешься за героев, все равно в конце – слезы печали и радости... Это мастерство – писать так, чтобы читалось с восторгом каждый раз.

    Если вы смотрели последние фильмы, но не читали книгу –забудьте о том, что вы видели. Забудьте, как страшный сон! Ибо только в страшном сне можно увидеть, как Гарри в обнимку с Волдемортом прыгает с башни и... о нет, это ужасно, просто позорно.

    А книга... Книга невероятная. Красивая, тонкая и выразительная.

    Как ни странно, несмотря на мрачность, трагичность и тоску, наполняющие многие страницы книги, эта часть не вызывает у меня тяжелых чувств. То ли потому, что виден свет в конце тоннеля, то ли потому, что цель героев ясна и не давит чувство неизвестности...

    Далее встречаются незначительные спойлеры.

    В этот раз я оценила свадьбу Билла и Флёр. Очень светлая и счастливая сцена. Одна из немногих таких в романе...
    А самым жутким, как и в тот раз, для меня был эпизод с Батильдой.

    Немного меньше мне понравился отрезок сюжета, который начинается с ограбления банка, а заканчивается битвой за Хогвартс. Наверное потому, что в целом повествование в этой книге размеренное, наполненное рефлексией героев и мелкими деталями. И вдруг сюжет начинает нестись со скоростью света, количество счастливых совпадений выглядит не очень реалистично... Хотя не скажу, что эти эпизоды прописаны плохо или поверхностно.

    Я вообще не люблю и даже не особенно умею отыскивать сюжетные дыры. Но на этот раз мне не давали покоя два момента.
    Первое – способы перемещения. Почему пожиратели летят на метле к Лавгуду? Почему Волдеморт летит, когда быстрее трансгрессировать? Может, не все умеют трансгрессировать? Может, я забыла какие-то объяснения на этот счет? Мне кажется, Роулинг придумала слишком много способов перемещения и не смогла их абсолютно логично использовать.

    Второе – дезиллюминационное заклинание. Какого черта им не пользуются постоянно? У Гарри-то есть мантия, а Рону с Гермионой почему не воспользоваться чарами невидимости? Гермиона про них знает и даже предлагает потренировать! Но ни разу они ими не пользуются, предпочитая ютиться под мантией или изменять свою внешностью.

    Еще я не вижу смысла в операции "Семь Поттеров"... В чем проблема использовать все то же дезиллюминационное заклинание, ведь так уже делали в 5 части!

    И главный вопрос, на который ни один человек не дал мне внятного ответа. Каков был план Дамблдора относительно Даров смерти?! Он хотел, чтобы Гарри знал о них, но не искал, но зачем Гарри знать о них? Это знание ничего не поменяло в борьбе с лордом. Моральная проверка мальчика? Но на кону жизнь волшебного мира, время ли загадывать загадки? И потом, Дамблдор хотел, чтобы бузинная палочка утратила свою силу. Интересно, тогда она бы так же послушалась Гарри в финале?

    Ну да ладно, это все мелочи.
    Главное – красивая, глубокая, вдохновляющая история о силе любви, настоящей дружбе, отваге и доброте.

    Здесь бездна восхитительных персонажей:
    Рон, который наконец преодолел свои комплексы.
    Гермиона – глубокий и надежный человек.
    Люпин – один из немногих взрослеющих взрослых в этой истории.
    А второстепенные герои? Это же просто прелесть! Кричер, который смог полюбить Гарри, Крюкохват, не изменивший подлым гоблинским манерам... Да даже Гриндевальд тут раскрыт лучше, чем в "Фантастических тварях"!

    И замечательный Гарри. Он действительно повзрослел. Особенно мне нравится сцена, когда он выводит осужденных из министерства. Это уже не та безрассудная отвага, которая руководила Гарри в "Философом камне" или "Тайной комнате". Это осознанная смелость, осознанный риск и осознанная ответственность за жизни невинных людей. Гарри очень активный, он часто проявляет инициативу,
    ведет за собой. Он довольно сообразительный – я не знаю, где некоторые читатели взяли тупого Поттера, видимо, в фильмах. В общем, Гарри прекрасен, и именно он мой любимый герой серии.

    Это одна из самых психотерапевтических книг, которые я знаю. В том смысле, что герои в ней реально решают свои психологические проблемы, причем все это сделано Роулинг очень красиво.

    Красной нитью проходит тема преодоления травмы потери. Очень сильно написано то, как Гарри постепенно, от книги к книге, вспоминает сцену убийства родителей, и в этой части он наконец видит ее целиком, наконец позволяет себе прожить это, оплакать и принять.

    Еще это история о преодолении травмы насилия. Великолепный разбор об этом я читала как-то в инстаграме. Если коротко, с точки зрения психологии, крестраж – это не принимаемая агрессором часть своей личности, которую он скидывает на свою жертву. Очень важно для полноценной жизни избавиться от этой чуждой для себя части. Именно это происходит с Гарри.

    Но знаете, после прочтения эпилога мне пришла мысль, что финал истории вовсе не оптимистичен. Он реалистичен. Помните, как Рон наставляет сына не дружить со Скорпиусом и ни в коем случае не попадать на Слизерин, а тооо... Сказано это, вроде бы, в шутку, но свидетельствует о том, сколь закоренелы людские предрассудки. То, о чем пела Распределяющая шляпа в 5 части, так и не было достигнуто за 20 лет... И ни победа над Гриндевальдом, ни победа над Волдмортом еще не означает победу над предрассудками, не означает решение всех социальных и межличностных проблем... Эта деталь лишний раз доказывает, что "Гарри Поттер" – не такая уж сказка.

    И снова к фильмам. Ох, фильмы... Читаю и вижу, как можно было показать в фильме, например, драму Гарри, расставшегося с любимой девушкой. Как он смотрит издалека на танцующую с другим парнем Джинни, как тоскует, когда видит, что Рон с Гермионой спят, держась за руки, как ищет Джинни на Карте Мародеров... Можно было показать отчаяние Гарри при потере своей волшебной палочки (один из самых пронзительных моментов), злость на Гермиону из-за этого и сомнения относительно намерений Дамблдора... Показать его метания между Дарами и крестражами... Показать, как Гарри, собираясь в лес, под мантией-невидимкой проходит мимо тех, кого он любит и не смеет подойти, потому что знает, что тогда не сможет сделать то, что должен. (Что мы видим в фильме??? Рон и Гермиона его отпускают???)
    Ничего этого нет в экранизации. Чувства, переживания, рефлексия – все это почти полностью утрачено.. Не говоря уже о потере большей части смысла, заложенного Роулинг.

    Зато какое яркое, эмоциональное, потрясающее кино проигрывается в воображении, когда читаешь книгу!
    А потому я убеждена, что если вы не дочитали серию до конца, то вы не читали "Гарри Поттера" вовсе!

    11
    560