Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полубрат

Ларс Сааби Кристенсен

  • Аватар пользователя
    Аноним25 июля 2013 г.

    "Полубрат" - это книга, которую я никогда не стану перечитывать. У меня банально не хватит сил пережить всё это по второму разу. Ни единого проблеска надежды - если не горе, то предчувствие скорой беды.

    История нескольких поколений молчащих и ждущих. Их судьбы отражаются друг в друге: талантливая актриса, фильмы с участием которой так никогда и не увидели свет, - и автор гениальных, но так и не осуществленных, сценариев; пьющая горькую Болетта - и ее уничтожающий алкоголем собственное счастье внук; женщины, год за годом выживающие без защитников и мужей... Есть какая-то красота в синхронности их трагедий, даже в их смертях, в которых нет и намека на жизнь будущую.

    Есть люди и есть их места. Чердак или подвал, зашторенное окно, может, даже лестничная площадка... Точки пространства, в которых нас настигает судьба и впивается иглой в сердце - не выдернуть: изойдешь кровью. Точки отсчета - ты уходишь дальше и одновременно остаешься там - слушаешь "уходящие из твоей жизни шаги" или бесконечно выстраиваешь в уме цепочки счастливых событий, которые непременно осуществились бы, если бы не...

    Есть мальчик с несуразным именем Барнум, тот, от чьего лица рассказана эта история.
    Есть его брат, Фред, и есть его история, просочившаяся в повествование между строк, полунамеками, паузами - и наполнившая его до краев.
    Всё, что я пишу, - о Фреде, - говорит Барнум, и это правда не только для его сценариев, но и для этого романа.

    Ларс Кристенсен умеет находить самые правильные слова: имя молчания; чемодан с аплодисментами; люди ночи. Полубрат - одно из них. В нём сразу очень многое, в романе же - еще больше, так что пытаться рассказать бесполезно. По крайней мере, у меня не получается.

    А самое главное для меня здесь не язык и не психологизм (которые очень и очень хороши), а то, что у этой книги и у жизни ее героев есть продолжение, которое каждый может мысленно писать сам. Конечно, так можно сказать о любом произведении - но здесь эта недосказанность буквально ощущается.

    12
    56