Рецензия на книгу
Граф Монте-Кристо
Александр Дюма
Аноним7 июня 2022 г.До недавнего времени, мне кажется, я была последним человеком, который, дожив до весьма солидного возраста, не читала знаменитого творения Александра Дюма. Доходило до того, что, когда я в этом признавалась, знакомые, зная мою любовь к книгочейству, просто отказывались мне верить. Безусловно, сюжет был мне хорошо знаком: я смотрела (и пересматривала) многие экранизации, но познакомиться с литературным оригиналом довелось лишь недавно. Скажу сразу, что моя оценка этой книги никак не связана с личными впечатлениями: это скорее знак признания ее мировой классикой, частью общечеловеческой культуры, может быть, даже своеобразным культурным кодом. Если бы я открыла ее лет в 12-13, да, бесспорно, я оценила бы ее на превосходно, но объективно, это не та книга, которую можно читать в любом возрасте, и восторгов нисколько не поубавится – с ней можно поностальгировать о прекрасном ушедшем детстве, о юности, но это та книга, из которой вырастаешь. Поэтому, в свете всего вышесказанного, все мои замечания, наблюдения и претензии к роману Дюма становятся понятными.
Единственное, что до сих пор сильно меня смущает, так это не отпускающее ощущение общей легковесности (я не в смысле количества страниц) романа. Не скажу, что я читала все произведения знаменитого француза, но и Мушкетеры, и Черный тюльпан, и Сорок Пять, и Асканио и особенно Королева Марго могли похвастаться детально выписанными историческими подробностями, интригами политических клик, любовно и, что главное, достоверно прописанными персонажами. Дюма всегда, помимо сюжета, представлял великолепный срез той или иной исторической эпохи, удачно сочетая правду, различные сплетни, легенды и анекдоты с откровенным художественным вымыслом. С Графом Монте-Кристо, почти сразу (исключая довольно поверхностную попытку описать эпоху наполеоновских войн в первой части) что-то пошло не так. Я слышала, что в разные времена высказывались сомнения в том, что один, пусть и очень талантливый человек, способен написать такое огромное количество произведений, почти каждое из которых – невероятного объема. Так вот, меня не переубедить в том, что, исключая общие сюжетные завязки, над Монте-Кристо в большей степени трудились литературные негры. Иначе просто не объяснить тот факт, что из общей массы повествования довольно посредственного приключенческого характера, изобилующего всеми возможными шаблонами и штампами модного романа XIX века (пираты, разбойники и прочие робин гуды, восточный колорит и прекрасные невольницы, фантастические псевдонимы и загадочное инкогнито, переодевания, похищения, тайные младенцы) вдруг выпадают эпизоды и побочные сюжетные линии невероятного психологического трагизма и подлинной драматической глубины. Таковы эпизоды пребывания Эдмона Дантеса в замке Иф (мучительная смерть одной и рождение другой личности, нисхождение разума пленника, долгие диалоги с аббатом Фариа, чей образ – подлинная драгоценность всей книги, побег, что по сути своей является обрядом облачения в смертный саван) или великолепная, тонко выстроенная сюжетная линия с местью Вильфорам, где и подстраивать ничего не было нужно, сама судьба в лице госпожи Элоизы, ослепленной эгоизмом, любовью и страхами, во французском романе творит настоящую, леденящую кровь, английскую готику с участием привидений, ядов и мертвых невинных девиц. Столь же обескураживают читателя и персонажи. Наивный и нежный Эдмон Дантес, самоотверженный, нечестолюбивый, легковерный, образом которого просто невозможно не проникнуться, трансформируется в, со всех сторон утрированного, гротескного графа Монте-Кристо (он же лорд Уилмор, он же аббат Бузони, он же Синдбад-Мореход и еще черт знает кто). И этот эксцентрик, начинает сражать всю округу наповал своими чуднинками, дорогими до пошлости подарками, рабами и невероятными талантами: в темноте видит, как филин, на всех языках поет как соловей, виртуозно владеет всеми видами оружия – ну просто швец и жнец и в дуду игрец. Многозначительно намекает, таинственно пучит глаза и с глубокомысленным видом искушенного Мефистофеля с долгими паузами изрекает пафосные псевдофилософские сентенции. Или в моем возрасте привлекают уже совсем другие герои? И тем не менее, на фоне рельефно и мощно выписанных старцев (Морреля, гражданина Нуартье, который, несмотря на паралич, мыслит, желает и действует) уныло существуют картонная Гайде, раздражающая в своей неестественной заносчивости Эжени Данглар, надутый петух Альбер де Морсер и остальная плеяда «пустых» персонажей.
Остается месть, на которую главный герой угробил так много лет своей все же единственной жизни, так много сил, так много планов, так много чужих жизней и все сокровища пещер Эребора))) Месть, как главный философский посыл и вопрос: мстить или не мстить, и просто жить дальше? Отвечу словами небезызвестного доктора Ватсона: «Мне всегда было обидно за графа Монте-Кристо» - так бездарно тратить свои богатства, свои таланты, свое время…
5334