Рецензия на книгу
Граф Монте-Кристо
Александр Дюма
Аноним7 июня 2022 г.Картина в слове, мир в предложении
Как же я люблю эти точнейшие исторические сводки красивейших эпох, мастерски превращённые Дюмой в романы! Граф Монте-Кристо — апогей творчества автора, ибо даже истории королей, войн и держав всего мира — меркнут перед сюжетом данной книги.
Как ни крути, а Александр — француз, живший в самом сердце самого цивилизованного общества времён романтизма. Путешествовавший по всей Европе, он мастерски раскрывает особенности повадок и манер жителей разных стран, указывает места действия вплоть до номеров домов на реальных улицах, ярчайшее описывает местные праздники и традиции, а также реальный быт как бедняков, так и сказочных богачей. Все города в произведении дышат как живые и описаны так, что не скучно читать даже о маленьком порте (не говоря уже о площадях Рима или замках Парижа).
Развлекались во все времена по-разному, так что здесь, вы станете свидетелями кровавых казней, многолюдных похорон, шикарных балов и торжественных свадеб, а красивые, образованные и аристократичные персоны, сольются в единое море рубиновых, изумрудных и бриллиантовых отливов. Тамошняя жизнь будет пропитана рыцарской честью и справедливостью, покоряющей женской красотой и божественным провидением, но в то же время: чернейшей завистью, страшнейшими страданиями и нечеловеческой алчностью.
Ливры, эккю, франки, луидоры, облигации, драгоценности, лошади, ложи в операх, особняки и в конце концов — золото, застилают глаза манящей пеленой. Недаром любимое занятие парижан — сплетничать о размере чужого капитала, приданом будущей невесты и годовом доходе, как о показателе состоятельности и положения в обществе. Пэры, бароны, князья, маркизы, виконты, графы — выступают идеалами для подавляющего количества тамошнего населения и заставляют давать священные клятвы, выдавать детей по расчёту, подставлять и убивать всё живое, всё, во имя благополучия собственного имени и семьи.
Пару слов о впечатлении с первых страниц, ибо я убеждён в том, что хорошую книгу интересно читать с самого начала.
В фирменном романтичном стиле, на корабле, под треск гитовых, шкотов и кливер-ниралов мы заходим в прекрасный Марсель. Читать про особенности местности — не скучно, а достоверность и точность (с которой автор подходит ко всему) позволяют взглянуть на тот мир таким, каким он был на самом деле.С героями нас знакомят в очень быстром темпе, имена подобраны подходящие, которые очень хорошо запоминаются. Портреты персонажей (помимо описаний автора) рисуются самим читателем с полуслова. События протекают очень логично, без лишнего и “реально” (моя любимая особенность, так как всё это происходит так, как бы происходило, будь это всё реальная история с существовавшими когда-то людьми). Действующие лица очень живо эмоционируют, придерживаются своих изначально прописанных повадок/манер, но и постоянно эволюционируют/деградируют. Разбивается посуда, звучат неразборчивые возгласы сквозь слёзы, отрицательные персонажи пьяные подтрунивают друг над другом, а влюблённые думают лишь друг о друге, не видя ничего вокруг.
Здесь стоит сказать пару слов о манере письма автора.
В стиле Достоевского, разные эмоциональные состояния, фразы и события прямо отражаются на героях, будь то краской на лице, вопросительным взглядом или хмурой, неискренней улыбкой.
Также Дюма всегда придумывает некий контекст и в виде монологов различных героев — философствует о жизни и смерти, низменных человеческих проявлениях, вере и на прочие мощные темы (долгое время после прочтения не выходящие из головы).
Арена боевых действий постоянно кочует от одного персонажа к другому, отдельная глава может быть посвящена истории о любви и смерти, об умопомрачительном побеге от правосудия, экскурсу в какое-то ремесло (и всё это даже не от лица второстепенных героев, а от третьих эпизодических лиц). При этом как я уже писал — лишнего нет, а какие-то предположительно скучные, но напрашивающиеся сюжетом сцены — попросту пропускаются и коротко описываются.Итак, много “хронометража” уделяется светским беседам, сплетням и интереснейшим историям из первых уст. Персонажи могут сидеть на представлении, метко обсуждать таланты первого тенора и качество этой же постановки, но уже в другой опере, обмениваться информацией о дамах из соседней ложи, при этом не отрывая взгляда от своей фаворитки.
Любая мельчайшая деталь может в корне изменить направление сюжета, а так как действующие лица обычные, живые люди — создаётся то самое ощущение “реальности” происходящего. Становится понятно, что все события имеют под собой некую подоплёку, что стимулирует читателя постоянно делать предположения насчёт дальнейшего развития действа и читать становится ещё более увлекательно.Иногда Дюма вводит новых персонажей, которые закрывают открывшуюся нишу в повествовании. Кто-то становится сразу ненавидимым, к кому-то — привязываешься и поспешу вас уверить в том, что с героями этой книги может произойти абсолютно что угодно. Второстепенный герой, легко может “прокачаться” и стать главным действующим лицом; каждый — смертен, из-за чего чувствуешь реальную тревогу и напряжение; каждая персона, вполне может оказаться абсолютно не той, за кого себя выдаёт. Кого-то читатель простит за все грехи, а на ком-то поставит жирный крест.
По аналогии со Львом Николаевичем Мышкиным, с идиотом из “Идиота”, я не могу пройти мимо и кратко не обрисовать вам личность графа Монте-Кристо, раз Дюма уже заспойлерил вам его существование в названии книги.
Граф как волшебник, знает всё обо всех (включая прошлое), способен влиять на будущее каждого человека, располагает нескончаемыми ресурсами (не только денежными, но и людскими), обладает самым величественным умом и способен покорить/унизить/влюбить/прочитать/обмануть любого человека. У него самые стильные дома, самые красивые женщины, самые изысканные блюда, самые верные слуги, а также яхта, корабль и пароход =). Граф побывал во всех странах и выучил кипу языков, обладает энциклопедическими знаниями в каждой сфере (кроме биржевой торговли) и способен зачаровать разговором любого, будь это уже благосклонная женщина, на которую нужно произвести впечатление или богатейший и умнейший аристократ, которого нужно поставить на место за пару реплик, не меняя приветливой улыбки на лице.
Каждый герой знакомый с ним, с таким трепетом рассказывает о нём другим, ничего не подозревающим лицам, что они только со слов собеседника уже осознают, насколько это великий человек и непременно хотят с ним познакомиться. Женщины и всё светское общество в целом месяцами обсуждают его персону и приключения, а любое упоминание графа в начале книги — пробирает до мурашек.
Наряду, с Остапом Бендером, для графа нет ничего невозможного, его речь — это отшлифованные, драгоценные, монолиты-монологи, “достойные Дидье или Антони”. Довольно метко, Монте-Кристо многоразово сравнивает себя с Богом, в то время как библейская история с кое-каким персонажем и близко не стояла с его путём.
Насколько же много удовольствия я получил во время прочтения этой книги.
Книга просто кишит знаковыми событиями, периодически всплывающими в твоём сознании. Знакомство с Францем и главой контрабандистов, финансовые дела Морреля-старшего, Замок Иф, терзания Вильфора и сравнение его влияния с бонапартистом Нуартье и многое другое оставляет свою, уникальную эмоцию, которая впечатывается в мозг как изысканная картина. Впервые я сравниваю литературу и живопись, ибо есть вещи, которые нельзя передать любыми словами, их нужно только увидеть.В итоге: первый том — 10/10, второй — 8/10, финальная оценка — 10/10, так как эта книга заслуживает только эту оценку по праву. Моя самая любимая книга, единственный минус которой — небольшое, самое мизерное сдутие графа, ибо в какой-то момент, Дюме уже не хватило красноречия, терпения и креативности, чтобы в очередной тысячный раз прыгнуть выше своей же головы.
471,2K