Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек, который принял жену за шляпу

Оливер Сакс

  • Аватар пользователя
    Аноним24 июля 2013 г.

    Пока читала эту книжку, всю дорогу меня преследовала строчка из Пушкина: «Не дай мне бог сойти с ума…»
    Ну Пушкин безупречен, а вот Оливер Сакс чуть было меня не обвёл вокруг пальца. Дело в том, что уж не помню где и когда, но очень заинтересовало меня название сего произведения. Ну как звучит: «Человек, который принял жену за шляпу»! Мне же никто не объяснил в тот момент, что книга не художественная. А какая была бы бомба! Я уже предчувствую и сюжет, и героев. М-м-ммм…
    Но нет. Книжка довольно специальная, а Оливер Сакс вообще врач-нейропсихолог. Затрудняюсь точно определить жанр. Это не анамнез, не увлекательные истории (хотя сама книга весьма увлекает), не медицинские байки. А что же это? Пожалуй, можно назвать эту книгу тетрадью наблюдений в 4-х частях. Здесь можно найти научное обоснование, терминологию, множество научных и культурных ссылок, а также очень увлекательное повествование.

    Книга хоть и имеет некоторую специфическую направленность, но достойна внимания абсолютно каждого человека. Дело в том, что Оливер Сакс обрисовывает очень животрепещущую проблему зыбкости и неустойчивости человеческого разума. А вместе с этим этот врач-философ предлагает задуматься, где начинается личность человека и где и когда она заканчивается (а такое может быть). То, что человек веками отвоевывал (и продолжает это делать) – я говорю о ЛИЧНОСТИ – не миф ли это, раз из-за микроскопического сбоя в головном мозге можно предстать безликим, бездушевным организмом? Или наоборот: этот самый сбой и помогает человеку обрести себя и своё предназначение.

    Те, кого мы привыкли называть чудаками (это в самом лучшем случае) в действительности являются ли таковыми? Оливер Сакс показывает нам целую галерею гениальных чудиков, умеющих вычислять неимоверные величины, погружённых в рисование, зажигательно играющих на барабанах и пр. Поневоле задаёшься вопросом: «а в какой плоскости лежит человеческий гений и талант?» И нормален ли он сам по себе? Или гениальность – это неврологическое нарушение? Сложные вопросы. Ясно только то, что болезнь человека становится способом его бытия, так как мир начинает преображаться и расцвечиваться новыми чувствами и ощущениями.

    В этой книжке мне был симпатичен и сам образ доктора Сакса: доктор-романтик, добрый, размышляющий, идеалист. (Нечто подобное есть у Хэрриота – образ врача-ветеринара).

    7
    17