Рецензия на книгу
The Ocean at the End of the Lane
Neil Gaiman
Аноним23 июля 2013 г.В далеком 2005-м, когда Сыновья Ананси еще только выходили в свет, газета Houston Chronicle в своем обзоре озвучила очень простой и очень правильный вывод.
Gaiman is a trickster in the best sense of the word.Эта фраза уместила в себе всего Геймана и все книги Геймана, признанные, едва опубликованные и вовсе еще не написанные. И стихию его излюбленную вместила тоже — переход из одного состояние в другое, момент инициации, ритуальную смерть.
Он психопомп на полставки. Он, очевидно, трикстер. Он умелый Magister Ludi.
“...It’s nothing special, knowing how things work. And you really do have to give it all up if you want to play.”
“To play what?”
“This,” she said. She waved at the house and the sky and the impossible full moon and the skeins and shawls and clusters of bright stars.
В моих глазах почти все крупные истории Геймана рассказывают о мужской инициации. Герой проходит путь одновременно внутри и вовне, меняя мир вокруг себя и себя самого. Женщина в этих книгах, как правило, играет роль проводника за грань: скажем, в Никогде им была девушка по имени Door — Д’Верь.Здесь дверью становится сам герой.
Ему всего семь, и у него есть весомое преимущество перед взрослыми: он знает, что монстры реальны.
Его проводнику одиннадцать — и не имеет значения, лет, веков или тысячелетий. Она знает, что при необходимости пруд в конце переулка может стать океаном, и что при самой крайней нужде океан можно принести тому, кто сам прийти к океану не может.Лэтти, милая Лэтти... Она ведь самая настоящая Дева Озера: бережно хранит свой пруд-океан, в глубинах которого скрывается царство беспробудного покоя. Источник, который подарит радость и спокойствие, истинное знание, весь мир — и не убьет, совсем нет.
Not kill you. Destroy you. Dissolve you. You wouldn’t die in here, nothing ever dies in here, but if you stayed here for too long, after a while just a little of you would exist everywhere, all spread out. And that’s not a good thing. Never enough of you all together in one place, so there wouldn’t be anything left that would think of itself as an “I.” No point of view any longer, because you’d be an infinite sequence of views and of points...
...его проводник един в трех лицах. Девочка, мать и старуха сходятся под одной крышей — и в их доме сходятся прошлое, настоящее и будущее. Свою нить они плетут из водных потоков, и это тонкое искусство приливов и отливов. Океан забирает, чтобы вернуть назад, и возвращает, чтобы забрать вновь.Это не смерть. Смерть — совсем другое.
Смерть — это когда ты надеваешь черный костюм и белую рубашку, черный галстук и черные ботинки и садишься за руль своего автомобиля, чтобы поехать к сестре. Когда ты смотришь в зеркало и видишь там лицо своего отца.За каждой смертью стоит рождение.
Чертовски необратимое рождение во взрослую жизнь.48251