Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Extremely Loud & Incredibly Close

Jonathan Safran Foer

  • Аватар пользователя
    Аноним5 июня 2022 г.

    Чрезвычайно странно

    11 сентября 2001 года - значимая веха в истории Америки, да и всего человечества. Можно было бы даже сказать, что по-настоящему XXI-й век начался именно в этот день. День, который по своему влиянию, с подачи Джонатана Фоера, сопоставим с шоком от бомбардировок Дрездена и Хиросимы.

    Трагедию 9/11 читатель переживает вместе с тремя поколениями семьи Шеллов, рассказанную преимущественно от имени девятилетнего Оскара, чей отец, Томас, погибает в здании Всемирного торгового центра, и всё повествование строится вокруг переживания этой утраты. У мальчика из близких людей остаются только мать и бабушка со стороны отца. Мать и сын в своей боли скорее отдаляются друг от друга, в то время как с бабушкой у внука тёплые отношения. Однако во всех них присутствует недосказанность, растущая из любви и нежелания причинять близким людям боль. Ближе к концу книги становится понятным, что Оскару, возможно, и не пришлось бы "носить на сердце гири", если бы он и мать не боялись откровенно поговорить о своих чувствах.

    Параллельно с историей Оскара в книге присутствует второй, не менее важный сюжетный пласт, посвящённый истории любви (любви ли?) его бабушки и дедушки и травмы, нанесённой им в день, когда союзники сравняли Дрезден с землёй. Каждый из них говорит с читателем в письмах. И постепенно нити двух линий переплетаются в хитрый узор, который, наконец, позволяет понять все те странности, что происходили в жизни Шеллов на протяжении романа. Всё постепенно обретает смысл и причину, правда, героям от этого не легче.

    Именно эти переплетения, бесконечные параллели и отсылки к самому себе в какой-то момент начинают утомлять. Героев бесконечно жалко. Им сочувствуешь. За них волнуешься. Эмоциональный поток персонажей уносит за собой, берёт за живое, где-то даже затягивает, однако в какой-то момент осознаёшь, что слов слишком много, деталей с избытком, с давлением на эмоции перебор, а монотонность повествования вгоняет в ступор. Оскар, особенно в самом начале книги, менее всего похож на девятилетнего мальчика: его размышления и уровень интеллекта легко можно было бы перенести на человека, старше его минимум на 10 лет, а то и больше. Это не придаёт повествованию правдоподобности и мешает сочувствовать несколько искусственному герою. Понятно, что люди переживают горе очень по-разному, и Фоер пытался продемонстрировать всю тяжесть произошедшего с ними, но порой возникает ощущение, что персонажи будто пытаются перещеголять друг друга в парадоксальности реакций, что не является лучшим литературным приёмом.

    0
    54