Рецензия на книгу
A Court of Silver Flames
Sarah J. Maas
KatyaLoskutova47431 мая 2022 г.Это фиаско, ребята! Или как слить сильного персонажа и сюжет.
Хотелось бы начать с того, что я люблю трилогию о Фейре. Несмотря на шероховатости истории, местами нелогичные обоснования поступкам героев - это было довольно увлекательное, приключенческое и лёгкое фэнтези с элементами ромфанта. С каждой новой книгой, мир фэйцев постепенно расширялся, появлялись новые детали о дворах и их жителях, росли масштабы надвигающихся проблем, а главные герои пытались приспособится к реалиям и готовились к войне. Внутреннее устройство фейской жизни, особенности правящих дворов, жизнь и быт фэйцев - это то единственное, чего мне не хватало в истории. Но я списывала всё на то, что надвигалась война и внимание Маас было сдвинуто в эту сторону...и набирающей обороты любовной линии :) По итогу, у меня осталась масса вопросов, на которые я надеялась хотя бы отчасти получить ответы в следующем томе.
Теперь поговорим о долгожданной четвёртой книге этого цикла - "Королевство серебряного пламени". Главными героями здесь являются Неста Аркерон (старшая сестра Фейри) и Кассиан (один из названных братьев Ризанда). События этого тома развиваются спустя год или полтора с момента окончания войны с Сонным королевством. По структуре, книга имеет "зачатки" двух сюжетных линий: внутренней и внешней.
Внутренняя линия - это своеобразный путь Несты со дна алкоголя и распутства, куда она сама себя загнала, будучи не способной пережить груз вины за смерть отца, вновь в нормальную жизнь. Я не была особым поклонником этого персонажа, но тем не менее, я ждала от её истории какой-то глубины и контраста развития событий. Книга обещала быть с психологической точки зрения интересной, Неста была для меня персонажем со стальным характером и непоколебимой волей, которую трудно чем-то сломить. Даже её насильственное превращение в фэйри, чего она не хотела и сопротивлялась, лишь пробудили её ярость и обещание отомстить своим обидчикам. При таком характере мне было непонятно как героиня могла скатится до такого жалкого существования. Обоснуй этому, конечно, был - смерть отца. Вот только я не смогла поверить в эту причину.
В книге упоминалось, что воспитанием Несты с самого рождения занималась мать, которая относилась к мужу в какой-то степени с презрением. Старшую дочь она растила по своему образу и подобию и я считаю, что такое же презрительное отношение к собственному отцу у Несты формировалось ещё с детства. Ведь как мы знаем, дети всегда копируют поведение и отношения своих родителей, коих считают авторитетом. Впоследствии, отец ничего не сделал, чтобы предотвратить смерть своей жены, а затем и чтобы спасти своих дочерей от нищеты и голода. Эти события могли только усугубить и так отрицательные чувства Несты к нему. Поэтому я не могу поверить, что его смерть могла на столько сильно подкосить её. Даже более младшие сёстры, которые с большей теплотой относились к отцу, не скатились в депрессию, что уж говорить о персонаже, изначально заявленном с такой силой воли.
На мой взгляд, автор просто любит писать по однообразному сценарию. Сценарий очень прост - главные герои обязательно должны страдать! И даже не в физическом плане, они по большей части страдают у себя в голове. Это бесконечные сомнения, загоны, переживания, которые были в предыдущих томах сначала у Фейры, потом и у Ризанда. И вообще проявлялись в той или иной продолжительности у всего ближайшего круга Двора ночи и не только. В общем, все куда не плюнь, страдают! А вместе с ними страдают и читатели, пытаясь переварить этот кактус. Но тем не менее, в первой трилогии про Фейру это всё хоть как-то разбавлялось более глобальным конфликтом и проблемами. В КСП всё сконцентрировано на страдании ОДНОГО персонажа. Причём на этом на столько сильно смещён акцент, что разбавляет его только совокупление Кассиана с Нестой, про которое я ещё выскажусь далее.
В целом весь сюжет главной героини построен на том, что младшей сестре надоело смотреть на то, как старшая на протяжении года себя топит и ничего не делает, кроме того, что огрызается на всех в довольно жёсткой и даже жестокой манере и транжирит чужие деньги. Поэтому её помещают в Дом ветра, где назначают ей "исправительные работы", заключающиеся в том, что она будет заниматься физическими тренировками, под руководством Кассиана и помогать жрицам в библиотеке (типо, сменять физические нагрузки более размеренной деятельностью для успокоения ума). И по идее, Неста, должна была по сочетанию этих двух способов излечиться, вернуться к нормальной жизни, отвыкнуть от алкоголя и понять, что она вполне может жить дальше. На этом всё, потому что вся книга, все 800 страниц посвящены этому! Неста тренируется, помогает в библиотеке и между этим всем страдает и тр... делит постель с Кассианом, который ведёт себя не как 500-летний взрослый мужчина, опытный воин, главнокомандующий армией, в конце концов, а как подросток у которого спе... гормоны в голову ударили! Ладно бы, если вся эта обыденность хоть чем-то каждый день отличалась, но нет. Изо дня в день происходить плюс минус один и тот же механический сценарий ( тренировка + библиотека + страдания + постельная сцена). Меняется только последовательность на протяжении 500 с лишним страниц! И за это время не происходит НИ-ЧЕ-ГО. Лично я не заметила, чтобы Неста менялась за те пол года, которые обозначены в книге. Она оставалась язвительной, грубой, вечно ноющей и себя жалеющей и т. д. По настоящему она начинает "излечиваться" только к 3 части книги (всего их 4). И вот именно эти последние 3 и 4 части зашли мне. В них была сконцентрирована вся основная суть.
Для меня эти 500 страниц оказались настоящей пыткой, потому что в них ничего не происходило. Не было никакого развития сюжета, не внутреннего, не уж тем более глобального. Зато было чёткое ощущение, что я жую картон, потому что им было покрыто всё в этой книге! Начиная от декораций, заканчивая абсолютно всеми персонажами (кроме двух конкретных, ага), которых автор решила не просто задвинуть на задний план, она их как будто в чулан на самую дальнюю полку отправила пылиться. В этой части абсолютно пропал мир, пропали фэйри, второстепенный герои мелькали пару раз (чтобы читатель всё-таки до конца не забывал, что здесь ещё кто-то есть), но также быстро пропадали и больше не возвращались. По моим ощущениям, на протяжении всех 800 страниц Элайна сидела у себя в саду, Мор где-то далеко с дипломатической миссией, Фейра с Ризом в своём дворце и т. д. И все эти персонажи находились всё время в неподвижном состоянии в своей локации, надеясь, что про них вспомнят и "оживят".
Вообще, если уж речь зашла о персонажах, то в этой книге я сделала для себя вывод, что Сара Маас - это автор, которой удаётся заинтересовать меня второстепенными героями. Я безумно импонирую Ласэну, с третьей книге меня заинтриговал Эрис - ещё один "лис" Двора осени, хотелось бы побольше узнать про их мать; мне интересен Хелион и многие другие. Удивительным образом, оставляя их на заднем плане, Саре удаётся прописывать их более живыми, чем главных героев. И это подкупает, потому что главные герои выписываются идеальными, добрыми и, конечно, страдающими за правое дело! Они всегда правы, они по умному рассуждают и принимают только те решения, которые будут условно обелять их в глазах читателя. Тоже самое и с героями-антагонистами, они исключительно чёрные. Как будто на них поставили некое клеймо, от которого уже не отмыться. Например, Тамлин, который якобы совершил гору непоправимых и смертельных ошибок и теперь должен страдать всю оставшуюся жизнь, потому что из-за них он может быть только злодеем. Или тот же самый Эрис, которого обвиняют в том, что когда-то он не помог Мор, бросив её умирать. И из-за этого он тоже исключительно злой герой. Хотя если присмотреться повнимательнее, оба персонажа намного глубже, чем кажутся. Никто не застрахован от ошибок, на каждое действие или бездействие может быть причина. Не существует только чёрного и белого, каждый имеет в себе и то, и то, что и делает его по настоящему живым в глазах читателя. Но к сожалению, это получается увидеть и прочувствовать только у второстепенного плана.
Любовная линия Кассиана и Несты - это вообще было отдельным видом кринжа! Я изначально не верила в реальность этих отношений. И уж тем более, что они - истинная пара. Если и были какие-то чувства, то они по большей части исходили от Кассиана, Неста же для меня руководствовалась похотью ( ну да, в алкоголе же ей отказали, а про совокупление никто не говорил). И да, то, что творилось между ними всю книгу можно назвать только одним конкретным словом, но только не любовью. Я не ханжа, и конечно, допускаю тот факт, что в разных парах свои правила и свои предпочтения. В паре Несты и Кассиана Маас, видимо хотела добавить огонька... По-моему, переборщила. На постельных сценах построен сюжет, их через чур много и все они на столько жёсткие, с большим количеством неприятных эвфемизмов, что читать книгу становится просто неприятно и хочется помыться.
Даже если вспомнить о постельных сценах в предыдущих книгах цикла, они были куда более мягче, менее кринжовее и, в целом, на них не было сосредоточено такого БОЛЬШОГО...хм, простите (кто прочитал КСП поймёт) внимания. Потому что это всё таки было не единственным, что волновало героев. В этой же книге это единственное, о чём персонажи думают. Хотя у той же самой Несты хватает проблем в голове, которые надо решать и на которые можно было бы сделать один из основных упоров в повествовании. Потому что если уж у неё на столько сильные проблемы, как нам показали, их нужно помогать решать и одними тренировками их не вылечишь. Мне так и хотелось кричать о том, что нужен психиатр!
Теперь о внешней линии сюжета. Да, да, и до неё мы добрались. Хотя говорить тут особо нечего, потому что её практически нет. События этой книге происходят спустя год, после окончания войны с Сонным королевством. Основные враги повержены, но остаются другие, которые вроде как собирают войска, ищут особые магические предметы и готовятся атаковать фейри, пока все дворы ослаблены и только только начинают приходить в себя. По сути, я сейчас полностью пересказала внешнюю линию событий. Потому что дальше этого ничего не идёт. Двор ночи, вроде как пытается совершать какие-то манипуляции по поиску этих загадочных артефактов, находят их...и прячут в хранилище. Сама злодейка себя никак не проявляет всю книгу ( возникает даже мысль, а точно ли она имеет что-то против фейри?) и появляется почти в самых последних главах на пару страниц. Видимо исключительно для того, чтобы герои смогли её убить. Мне никогда не забыть этой "эпической" сцены на горе. Более нелепой смерти главного злодея книги я ещё не видела. Даже обоснуя её действиям не даётся. Она злая и хочет всех убить, потому что злая. Всё! Зачем вообще нужно было вводить эту линию, лично мне не понятно. Она не двигает сюжет, практически не заполняет места в тексте и не вызывает никакого интереса. Даже в аннотации написано увлекательнее, чем раскрыто в книге. Если уж так хотелось сосредоточится конкретно на паре Кассиан и Неста, можно было и писать только про них, а вместо реально выступающего недозлодея, просто обозначить, что зло не побеждено, набирает силы и нужно как-то подготовить народ, который и так приходит в себя после войны.
Подытожим, мне, как читателю, было вдвойне обидно, потому что с одной стороны, я как и любой поклонник, ждала эту книгу и очень была рада её объёму. В итоге, ожидая увидеть очередную приключенческую историю, я получила несколько тонн горе-страданий героев и порнографических сцен, которых я не ожидала. Я вообще пришла в эту книгу не за этим! Да и цикл изначально позиционировался как приключенческое фэнтези с элементами ромфанта и во всех предыдущих томах сохранялся сюжет и яркий мир, обещающий хотя бы по немногу продолжать развиваться от книге в книгу. И я уверена, что многие читатели полюбили этот цикл не только за любовную линию Фейры и Ризанда, но и за возможность узнать побольше об интересном мире. И когда ты приходишь в новую историю, позиционирующую себя как прямое продолжение полюбившегося тебя мира, ты ожидаешь увидеть, по крайней мере, тот же жанр, что был изначально. И тут оказывается, что мы поменяли ориентир на более взрослый и, уж простите меня, тупой! Потому что ничего, кроме воды и постели практически нет. Книгу можно было спокойно сократить до 300-400 страниц и сохранить при этом нервы многих читателей. Лучше бы побольше сосредоточили внимание на тренировках (потому что то, как Неста спустя пол года занятий неожиданно приобрела навыки, которые иллирианские воины десятилетиями осваивают, для меня было странно и неправдоподобно), или о новой зарождающейся команде валькирий и их дружбе, об этом тоже было интересно читать. Но, к сожалению, самое интересно было сосредоточено в последних, самых коротких частях книги - 3 и 4. Для меня удивительно, как при таком объёме автор умудрилась практически ничего мне не рассказать. Лично я даже не уверена, хочу ли оставить книгу на своей полке, как часть цикла, потому что перечитывать точно не буду.
Если кто-то ещё не знаком с книгой и думает браться за неё или нет, то мой вердикт таков, если вам важно, чтобы в книге был подтекст 18+ и если вас не пугают кринжовые сцены, то берите, возможно зайдёт. Я же ставлю пока что книгу на полку и с опаской смотрю с сторону на первую книгу другого цикла Маас "Дом земли и крови". Надеюсь, там не будет такого ужаса, который я получила в этой истории.
131K