Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
zhuki20 июля 2013 г.Вже давно постановила собі прочитати цю книжку, потім купила і, дивлячись на її товщину, ще довго наважувалась почати, бо не впевнена була, що таки дочитаю. Врешті, цікавість моїх колег філософів-богословів у своїх писанинах/балаканинах, дипломних/семінарах до духовних трагедій Карамазових сфорсувала події. І я можу тепер гордитися, що прочитала.
Геніальність Достоєвського власне не в розкиданні щодві сторінки фраз, завдяки котрим приходить слава до автора, але на жаль, лише через куплені в підземних переходах книжечки афоризмів. Натомість тут довжелезні пасажі роздумів-медитацій, інтерпретацій та пошуків. Богословська екзегеза Достоєвського трьох спокус Христа дияволом наразі для мене є найглибшою та найсенсовнішою. Друга половина книжки, присвячена судовому процесові над Іваном Карамазовим, могла б послужити якісним зразком для голлівудської драми чи детективу.
Процитую лише один фрагмент, дуже мені близький (всі ми укушники на перших курсах парили свій мозок у таких дуалізмах як fides et ratio):
Скажут, может быть, что красные щеки не мешают ни фанатизму, ни мистицизму; а мне так кажется, что Алеша был даже больше чем кто-нибудь реалистом. О, конечно в монастыре он совершенно веровал в чудеса, но, по-моему, чудеса реалиста никогда не смутят. Не чудеса склоняют реалиста к вере. Истинный реалист, если он не верующий, всегда найдет в себе силу и способность не поверить и чуду, а если чудо станет пред ним неотразимым фактом, то он скорее не поверит своим чувствам, чем допуститфакт. Если же и допустит его, то допустит как факт естественный, но доселе лишь бывший ему неизвестным. В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры. Если реалист раз поверит, то он именно по реализму своему должен непременно допустить и чудо. Апостол Фома объявил, что не поверит прежде чем не увидит, а когда увидел, сказал: "Господь мой и бог мой!" Чудо ли заставило его уверовать? Вероятнее всего, что нет, а уверовал он лишь единственно потому, что желал уверовать, и может быть уже веровал вполне, в тайнике существа своего, даже еще тогда, когда произносил: "Не поверю, пока не увижу".557