Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Случай из адвокатской практики

Агата Кристи

  • Аватар пользователя
    Penelopa230 мая 2022 г.

    Самой известной и самой классической пьесой Агаты Кристи считается Мышеловка . Не соглашусь с этим мнением. Полицейский, он же убийца – распространенный прием, и я не уверена, что леди Агата использовала его впервые.

    Но мне лучшей пьесой кажется «Свидетель обвинения», да и то с некоторыми оговорками, о которых я скажу позже. Это пьеса-перевертыш, пьеса, в которой все не так, как кажется. Приятный молодой человек обвиняется в убийстве богатой немолодой леди, к тому же завещавшей ему все свое состояние. Почему – кто знает этих немолодых леди. Возможно, она втайне питала надежды на совместную жизнь, а что, ее пятьдесят шесть – еще не старость, а он такой милый. Правда он женат, но ей об этом ничего не говорил. Его единственный свидетель – жена, но показания любящей жены не принимаются судом во внимание
    Ну а дальше сложившаяся картинка несколько раз переворачивается с ног на голову

    Эффектно и неожиданно
    Однако есть несколько «но». Дальше будет огромный спойлер , который раскрывает загадку. Если вы не читали ни пьесу, ни рассказ, лучше не заглядывать - пропадет удовольствие


    Так вот, те, кто читал пьесу, помнят, что после того, как суд оправдал героя, Ромейн сообщила адвокату, что все это она задумала для того, чтобы выгородить супруга, а на самом деле он виновен. Затем появляется некая блондинка, предъявляет права на мужа и в порыве ревности Ромейн закалывает неверного. Все это весьма многословно, перегружено подробностями, отдает мелодраматикой и резко снижает впечатление от развязки. А как же можно иначе? А так, как в одноименном рассказе, лаконично и эффектно.

    – Зачем я сделала это? – спросила она, улыбаясь одними губами. – Я должна была спасти его. Свидетельство любящей и безгранично преданной женщины – кто бы ему поверил? Вы сами дали мне это понять. Но я неплохо разбираюсь в людях. Вырвите у меня признание, уличите в чем-то постыдном; пусть я окажусь хуже, недостойнее того, против кого свидетельствую, и этот человек будет оправдан.
    – А как же письма?
    – Ненастоящим, или, как вы это называете, подложным, было только одно письмо, верхнее. Оно и решило все.
    – А человек по имени Макс?
    – Его нет и никогда не было.
    – И все же, мне кажется, мы сумели бы выручить его и без этого спектакля, хотя и превосходно сыгранного.
    – Я не могла рисковать. Понимаете, вы ведь думали, что он не виновен.
    – Понимаю, миссис Воул. Мы думали, а вы знали, что он не виновен.
    – Ничего-то вы не поняли, дорогой мистер Мейхерн. Да, я знала! Знала, что он… виновен!..
    "My dear Mr. Mayherne," said Romaine, "you do not see at all. I knew—he was
    guilty!"
    22
    356