Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Extremely Loud & Incredibly Close

Jonathan Safran Foer

  • Аватар пользователя
    Аноним19 июля 2013 г.

    Бывало ли у вас такое состояние, когда вы чувствуете, что через минуту, чаша вашего терпения переполнится? Пожалуй, такой момент наступил для меня, ещё минута и вода польётся через край, разрушая всё вокруг. Я прочла и узнала слишком много информации про 11 сентября, чересчур для одного человека. Я читала детализацию и детальное описание событий, читала и поверхностные книги, пытающиеся показать события от лица тех людей, что находились внутри башен. Слушала интервью, с родными погибших, слушала записи последних телефонных звонков. Но мне не хватало как раз взгляда со стороны, что же происходило дома, в семьях, как реагировали дети. И пусть здесь об этом не так и много, образ сложился воедино, последняя капля упала в стакан, наполнив его до краёв.

    Если тема меня интересует, как данная, меня очень долго может не отпускать. Что бы ни считали, никто не заслуживает такой, подобной смерти. И вопрос тут не в политике, а в том, что тысячи семей потеряли своих близких, а те, кто выжил, каждую ночь с ужасом будут вспоминать этот день. Американцы быстро начинают жизнь с нуля, но не в этой ситуации. Постоянно будет только одна мысль, почему он/она погибли, а я всё ещё живу. И как бы текст не был переведён, какие бы словечки он не использовал, ничто не изменит саму ситуацию. Зачем он всё это говорит, так вызывающе себя ведёт? Просто он пытается спрятаться, защитить себя, таким образом, от правды «папа погиб», его уже никто не вернёт. Это замкнутый круг, потому что, что бы он ни делал, он всегда будет возвращаться к одному и тому же. «Если бы я мог помочь». Но как? Чем? И все эти истории бабушки, родных, если внимательно прочитать – все они об утрате, о потере. Потому что для Оскара мир рухнул со смертью отца.

    Многие скажут, что здесь много не хватает, что здесь скорее скучный сюжет, чем интересный. Если вы хотите чего-то большего, то посмотрите фильм «Голоса из башен», там близкие погибших рассказывают о том, что произошло и какими были последние слова обречённых людей. И смотреть это страшно и невыносимо, именно поэтому автор не стал копать глубже. Это стало бы ещё больнее, ещё тяжелее, для тех, кто потерял смысл своей жизни, после гибели людей. Да, Оскар браниться, он придумывает всякого рода ерунду, но помните «если бы были специальные подушки, на которые люди могли бы падать из окон», становиться не очень весело. Он браниться не от того, что ему это нравится, а потому, что агрессией он пытается заглушить боль. Он не понимает, почему именно так произошло, хотя он и любит собирать факты. Что для него понятие «терроризм», когда погиб его отец, не отец этих боевиков, а его любимый отец. Когда проходит боль? Через день, через два? Никто это решить не может, для каждого человека это свой собственный предел для боли и отчаяния. А ещё страшнее жить с тайной, которую прячешь от всех.

    Когда здание обрушивается, что остаётся от человека, находящегося в нём? В мультфильмах с человек превращается в лепёшку. А по факту от человека ничего не остаётся, ни одежды, ни его самого. Только прах, рассеянный по всему городу. После 11 сентября, многие хоронили пустые гробы, потому что от их близких ничего не осталось. Я не знаю, что страшнее, иметь что-то от близкого человека или же не иметь ничего. Но это страшно, страшно слушать эти записи, зная, что через 15 минут человек умрёт. «Важно иметь хоть что-то, ведь у многих ничего не осталось». Вот и у Оскара есть запись голоса отца. Я даже знаю, о ком говорит автор, и чьи слова он цитирует, этот разговор полностью можно прослушать в фильме «Голоса из башен». Кто-то из этих людей говорит о том, что ему легче, когда запись рядом, это позволяет чувствовать себя более уверенно. Но что сказать в случае Оскара? Лучше бы записи не было, лучше бы он сразу уничтожил телефон, чтобы отпустить всё от себя. И когда он говорит «мой папа, тоже был в ресторане», сразу становится понятно, что никаких шансов на спасение у этого человека не было, ресторан оказался отрезанным от остальных этажей, поэтому, люди, выбравшиеся на лестницу, всё равно не смогли бы спуститься вниз, под ними располагалась зона тарана.

    Поэтому, когда люди говорят о том, что может и не может делать мальчик в 9 лет, при этом употребляя «так не могут реагировать», сразу хочется задать вопрос. А кто из ваших близких погиб в теракте, кто из ваших родных не смог выбраться из этих башен? Да, автор сам не оказался в такой ситуации, но он ПОПЫТАЛСЯ проникнуть в тот день, и увидеть всё глазами ребёнка, сына человека, который погиб. А что делаем мы? Пытаемся осудить стиль, или пытаемся осудить текст, отбросьте всё это, это не главное. Главное, это взгляд со стороны, и попытка жить дальше. Это не научная литература, и не книга «Башни-близнецы» с подробным описанием самих зданий и кто и как погиб. Это художественная книга, про реальную жизненную ситуацию. А если нужны факты, то для этого можно и фильмы посмотреть, их много, можно и книжки почитать. А ещё лучше всего, увидеть лица тех, кто в тот день потерял родных, думаю, уже не будет так весело и забавно.
    Хоть тут и много разной мишуры, и добавлений, но если внимательно вчитаться, то все, все пытаются убедить Оскара жить дальше. Как? Примерами своих историй, своих жизненных путей. Но всё это не то, всё это другое. Почему-то легче принять уход из семьи, смерть от сердечного приступа, чем трагедию такого масштаба. Уберите все эти словечки, про «пенис» и так далее, и вы увидите обычного ребёнка, кто не может принять факт смерти. Со мной не происходило событий такого масштаба, но когда у меня погиб друг, даже спустя год, я не могла принять этот факт. Время лечит, но для каждого оно своё. Как сказали «он какой-то странный, то использует маты, а то ведёт себя как ребёнок». Ему 9 лет, и в чём-то он повзрослел, поспешил узнать больше, чем ему нужно, но физиологически он не изменился, он ещё дитя. Ну знает он маты и? Что дальше? Стоит заметить, что он сам говорит «я собираю много чего ненужного», да он это знает, но он ни к чему это применить не сможет. Он просто боится умереть. Хотя многие посчитают это глупым. Но подумайте вот о чём, а ожидал ли отец Оскара, что его завтрак в ресторане «Окна в мир», закончится именно таким образом? Ничто нельзя предугадать.

    По восприятию, эта книга всё же уступает, например «Башни-близнецы» или же «Windows on the World», но она донесла главную идею. Человек может выжить в любой ситуации, но он ничего не может сделать со своими эмоциями. Та же ситуация, что и у Харуки Мураками в «Подземке», когда общество не понимает последствия. Когда общество легко принимает жертв и не понимает, что есть ещё психологическое давление. Когда человек боится ездить на метро, боится летать на самолётах или жить возле многоэтажных домов. Есть даже определение этому, в переводе означает «эффект стоп-кадра» или «эффект повторения». Каждый раз, заходя в метро, человек столбенеет и не может сделать шаг, потому что возвращается в день трагедии снова и снова. То же самое происходит и здесь, с Оскаром. Любая тема переходит в разговор о том дне и о том событии. На то, чтобы всё это забыть, потребуются десятки лет. И абсолютно правильно, сюда добавлены кадры из горящего Дрездена, это очень похоже, на то, что происходило в башнях. Ужас, шок, хаос, а дальше – пустота. Родным оставалась лишь пытка надеждой, потому что ничего другого не оставалось, кроме как ждать и верить.

    Мой стакан полон. Я чувствую облегчение от того, что больше я не вернусь к этой теме, больше никогда не увижу этих пугающих фотографий, падающих из окон людей. Быть может, не всё в книге красиво, быть может большая часть текста это бессмысленная попытка спрятаться от тех чувств, что бушевали в душах не только Оскара, но многих. Читать больно, знать детали – ещё страшнее. И что бы ни говорили про данную книгу и данную тему, просто представьте, какого это, узнать о смерти близкого человека или же покопаться в душах этих людей. Даже если и есть недочёты, уже само то, что автор попытался, говорит о многом. Не каждый человек возьмётся за такие факты. Я рада, что познакомилась с этой книгой, она добавила мне ту информацию, что не хватало. И я испытала чувство сострадания ко всем тем людям, что потерял дорогих сердцу людей. А Оскар, он всего лишь прообраз всех их, всех их страданий и всех их бед. И в конце я нашла ответ на вопрос, почему отец Оскара не сказал, что любит его, не попрощался с ним. Потому, что все они хотели жить, даже зная, что они никогда не выберутся.

    Люди живы до тех пор, пока о них думают. Нет, не физически, эмоционально. Поэтому любите своих близких и не теряйте их.

    18
    67