Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Женщина в зеркале

Эрик-Эмманюэль Шмитт

  • Аватар пользователя
    Lena_Ka19 июля 2013 г.

    Первый раз в жизни прочла феминистский роман, написанный мужчиной.

    Э-Э. Шмитт - автор для меня не новый. Меня его книги всегда удивляли тем, что берет автор обычную проблему, которую многие люди решали, и талантливые, замечу, люди, и делает из неё притчу, понятную и интересную. Рассуждает о смерти спокойно так ("Оскар и розовая дама"), размышляет о холокосте ("Дети Ноя"), решает, что Сальери может-таки исправиться, если ему дать второй шанс (Концерт "Памяти ангела"), присылает к Фрейду Бога ("Гость"), оправдывает Иуду ("Евангелие от Пилата"). В своём последнем романе он размышляет о женском счастье.

    Итак, киндер, кухе, кирхе или что-то иное? Жить жизнью мужа, родить детей, быть хранительницей очага или жить в гармонии с природой, размышлять о своей сексуальности, стать истинной актрисой? Эти вопросы ставит перед своими героинями автор.

    В центре романа судьбы трёх женщин Анны, жившей в Брюгге XVII века, в эпоху, когда еще сжигали ведьм, Ханны, последовательницы метода Фрейда, Энн, беспутной голливудской кинозвезды. Они живут в разные эпохи, но всех их связывает отношение к миру и своей роли в нём. Все они однажды приходят к одной липе и ощущают, что живут одну судьбу. Главы о судьбе каждой из них чередуются между собой, так что читатель, постоянно путешествующий во времени, понимает, что имеет дело не просто с тремя повестями, иллюстрирующими авторский замысел. Не случайно Шмитт перемешивает эти жизни.

    Анна - особая женщина, она ощущает свою неразрывную связь с природой, она черпает силы, прикасаясь к земле, она может понимать язык зверей, она видит Бога, но он не тот, о котором говорят в церкви, он - ВСЁ. Анна добра и талантлива, но не каждый может принять мудрость доброту и великодушие, поэтому жизнь её трагична, но она не боится ухода и слияния с природой. Даже самый достойный мужчина для неё чужой, она свободна и счастлива только когда соприкасается с природой или слагает свои удивительные стихи.

    Ханна - должна быть счастлива в браке с Францем, ведь он практически идеал: "Помнишь, в Женеве мы видели те невероятные армейские складные ножи, где, кроме самого лезвия, имелись еще консервный нож, отвертка и шило? Эти ножи так нравились всем. Так вот, появился Франц! Это не мужчина, а швейцарский ножик. У него масса достоинств: он представителен, богат, умен, чувствителен, благороден и учтив. Короче, партия, от которой невозможно отказаться." Но она всё время ощущает, что их союзу чего-то недостаёт, делает их жизнь неполной, заставляет её собирать прекрасную, но в то же время нелепую коллекцию стеклянных шаров с цветами внутри. Помогает избавиться от чувства постоянной тревоги и недовольства только психоанализ, к которому она сначала обращается для излечения, а потом и сама становится практикующим психоаналитиком. Именно Ханна, узнав о судьбе Анны, пишет о ней книгу.

    Энн - наша современница, девушка, которая с детства привыкла к камере, которая не хочет задумываться о смысле своей жизни и поэтому путешествует от мужчины к мужчине, он клуба к клубу, от наркотика к наркотику, от киноэкрана к реалити-шоу. Что спасёт её от бесконечных голливудских подделок? Сценарий о судьбе Анны, написанный по книге Ханны.

    Вот и получается, что по Шмитту, счастливая женщина - это женщина, свободная от мужчины, сама строящая свою судьбу, талантливая, самовыражающаяся в творчестве.

    И ещё: все мы в жизни связаны ниточками с прошлым семьи, страны, мира. Нельзя рвать эти связи, именно на этих ниточках и держится мир.

    ЗЫ: Отдельное спасибо за Кошёлку Луи Витон.

    65
    644