Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
jeff19 июля 2013 г.Пожалуй, нельзя найти человека, который хоть краем уха не слышал о таинственном произведении "заигравшейся" двадцатилетней девушки - Мэри Шелли, создавшей на страницах повести так называемого сумасшедшего ученого и чудовище, вошедшее в мировую культуру, разобранное на паззл не только писателями, но и режиссерами, музыкантами и другими деятелями искусства.
"Франкенштейн" представлен в сборнике готических романов наряду с трудами Г. Уолпола и Т. Л. Пикока, однако мне, например, не было страшно... скорее страшно интересно и печально знакомиться с мрачной историей нового Фауста - Виктора Франкенштейна - и его бесприютного, сиротливого создания (правда, на протяжении текста я постоянно ощущала чувство дежавю: как будто уже когда-то читала/смотрела, но очень-очень давно, что все стерлось из памяти).
Роман навевает не ужас, а философские размышления на самые различные темы: мы в ответе за тех, кого приручили, творец и природа творчества, природа зла, на лицо ужасные - добрые внутри и т.д.
Я неслучайно назвала немецкого ученого. Помните Гомункула, которого создал "дружок" Фауста Вагнер? Этакого милого шекспировского эльфа, заключенного в колбу?
А, папенька! Я зажил не шутя.
Прижми нежней к груди свое дитя!
Но - бережно, чтоб не разбилась склянка.
Вот неизбежная вещей изнанка:
Природному вселенная тесна,
Искусственному ж замкнутость нужна.И. В. Гете. Фауст. Ч. 2
Напротив, от существа 19ого века (по сюжету - 17ого) герои готовы зарываться в землю самостоятельно, падать в обмороки, кипеть от гнева и ненависти, а затем травить проклятого зверя. И тут передо мной встают уже совсем иные ассоциации: например, чудовища из сказок, которые после поцелуя принцесс снова становились прекрасными королями.
Парадокс, но готический роман, где через каждые 50 страниц мы получаем известие о чьей-либо жуткой смерти, учит нас любви и добру по отношению к ближнему, каким бы невыносимым и жутким этот ближний ни был.
653