Рецензия на книгу
Защита Лужина
Владимир Набоков
Djetty17 июля 2013 г.Печально и страшно, когда все мысли, все чувства, порывы, настроения, - все проявления души,- отданы во власть раздирающим душу комбинациям. Когда эти комбинации захватывают весь разум, и начинаешь жизнь воспринимать через них, с помощью них.
Вот он, мир гения. Его реальность, его измерение. Этот мир страшен, хотя и интересен, и даже в своём роде восхитителен, с точки зрения обычного, не наделённого выдающимися талантами, человека.
Что творится в голове гения? Как такой человек воспринимает жизнь? Автор позволяет заглянуть во внутренний мир шахматного гения.
Для гроссмейстера Лужина всё вокруг преломляется через призму шахматной игры, обретая ее аналогии. Всё, что происходит, - ходы великой партии, разыгрываемой неведомой рукой. И поступки людей, и действия самого Лужина — ходы, комбинации в сложной и коварной игре.
Лужин, нелепый и неумелый, где-то глубоко — ранимый и доверчивый, в своей апатии, замкнутости и отчужденности спрятался от действительности в мире шахмат. Если бы не они, он бы укрылся за чем-то другим, может быть, в музыке. Для жизненной метафоры шахматы подходят идеально.
Лужин строит защиту. От своего итальянского соперника? Нет. От жизни, от судьбы. И уходя от реальности, он прежде всего теряет имя, с чего и начинается роман. Оно вернётся к нему, когда путь приведёт его в пустоту, оно будет брошено ему вдогонку.
Так начало становится концом, а конец — началом. Вообще всё здесь переворачивается и смешивается.
Образ Лужина выписан великолепно. Но в конце замечаешь, что о жене Лужина мало что известно. Как ее зовут? Сколько ей лет? Как она выглядит? Что происходит в ее душе и сердце? Ай да, автор! Ай да, иллюзионист!
Что еще запомнилось в стиле Набокова — изысканные мелочи, ювелирные штрихи, доводящие описание до точности, до зримости, до осязаемости.
Итог: Набокова еще не распробовала. Почитаю еще.
1837