Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
Аноним17 июля 2013 г.Предвижу лучи ненависти, ну да ладно, чему быть, того не миновать.
Итак, с «Мастером и Маргаритой» я познакомилась благодаря школьной программе, которая, по весьма распространенному мнению, на редкость уныла и лишь изредка мерцает отблесками чего-то интересного. А по мнению моих одноклассников, Булгаков со своим детищем и был таким вот стоящим кусочком вгоняющего в депрессию школьного чтива, с которым, в общем, редко кто знакомился. Учительница наша легко смирилась, что никто ничего читать все равно не будет, и обходилась диктовкой конспектов, благодаря которым все благополучно сдали обязательный экзамен, почти ничего не читая при этом.
Но «Мастер и Маргарита» - это нечто иное. Дело подходило к изучению оного шедевра, и среди ребят росло небывалое воодушевление. До сих пор не могу понять, чем оно было вызвано. Но факт остается фактом – хоть тогда и выходил очередной фильм по роману, и учительница милостиво сообщила, что можно не читать, а хотя бы фильм посмотреть, однако почти все сломя голову кинулись читать книгу. Черт знает, кто или что их надоумило, но, в общем, ребята не пожалели – произведение им очень понравилось.
А вот я из этого ряда выбилась. За роман-то я взялась, хоть и куда прохладнее, но без предубеждений – при стольких-то восторженных упоминаниях невольно ожидалась действительно отличная вещь, заслуженная классика, которая мне непременно понравится. Но нет. Все получилось совсем по-другому.
Сперва мной владело полное недоумение, и я тщетно силилась понять, что происходит. Когда же приноровилась к сюжетной линии и даже невольно усмехалась царившему балагану, меня порядком омрачила вторая линия, а именно история о Понтии Пилате. Тогда я еще не читала Библии и слабо осознавала, что к чему, но суть в том, что даже при моих тогдашних атеистично-воинственных настроениях я при переходах от одной линии к другой чувствовала сильнейшее отвращение. Это было банально неприятно – переключаться с тяжелой, исполненной тысячами смыслов истории Понтия Пилата на балаган, царящий в городе, и обратно. Из-за этого, хотя многие моменты меня откровенно повеселили, а линия Понтия всерьез меня увлекла, и хотя я считаю потрясающей концовку романа по своей задумке и мастерскому воплощению, после прочтения у меня только и осталось, что чувство оскорбленности.
Итого: демоническо-советский балаган все испортил.
Кроме того, считаю категорически неприемлемым изучение романа в школе. Школьники со своей жиденькой литературной, философской и уж тем более религиозной базой просто не способны его понять. Читать – пусть читают и наслаждаются веселенькой мистической линией (именно это, как выяснилось, послужило приманкой для моих одноклассников), но зачем принуждать к изучению того, к чему они откровенно не готовы?
18108